Татьяна Бонч-Осмоловская

Курс лекций по комбинаторной литературе

 

11. Последовательности: тексты с разветвлениями. Пьесы по графу, дерево театра, «Сказка по вашему велению» Р.Кено, интерактивная литература.

 

Мы уже говорили о комбинаторных текстах, в которых элементы текста можно переставлять местами некоторыми или всеми возможными способами. В других литературных произведениях, представляющих собой множество отдельных текстовых элементов, как например, в «Записках Мальте Лауридса Бригге» Р.М.Рильке или «Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи» Петера Корнеля (1987), текст заявляется как совокупность неупорядоченных отрывков, которые можно читать в любой последовательности. Отрывки не связаны сюжетно или логически один с другим и представляют собой как бы осколки разбившегося зеркала, утраченного образа, который по ним можно восстановить, причем их взаимное расположение полагается неважным.

В других текстах, о которых мы сейчас будем говорить, порядок следования отрывков может выбирать из нескольких вариантов сам читатель, и в зависимости от его выбора действие будет развиваться различным образом. Такие тексты получили в практике УЛИПО название ветвящихся текстов, а в настоящее время они чаще называются произведениями интерактивной литературы.

В случае ветвящихся текстов мы имеем уникальный случай, когда в течение нескольких лет можно проследить зарождение и бурное развитие новой литературной области. Впрочем, искушение следовать не линейному, а разветвляющему пути развития сюжета испытывал еще Дидро, вкладывающий в уста героя романа «Жак-фаталист и его хозяин» следующий пассаж: «Вы видите, читатель, что я нахожусь на  верном пути и что от меня зависит помучить вас и отсрочить на год, на два или на  три рассказ о любовных похождениях Жака, разлучив его с Хозяином и подвергнув каждого из них всевозможным случайностям по моему усмотрению.  Почему бы мне не женить Хозяина и не наставить ему рога? Не отправить Жака на Антильские острова? Не послать туда же Хозяина? Не вернуть обоих во Францию на том же корабле? Как легко сочинять небылицы!»

Однако реализация разветвляющихся сюжетов на практике началась только в начале шестидесятых годов ХХ века, когда на очередном заседании группы УЛИПО Полем Браффортом и Франсуа Ле Лионне была представлена новая возможность записи текстов – тексты по графам. Под текстом, построенным по графу, улиписты понимали текст по схеме с развилками, построенный так, что читатель волен на каждой из развилок самостоятельно выбирать путь дальнейшего прочтения произведения.

Нужно отметить, что стихотворения в которых часть слов или даже букв находятся на «перекрестках» строк, существовали давно. В России, например, такие стихотворения сочинял монах Евстратий еще в XVII веке:

Богу в бо                   свету от све               

                         ве                          та

В простом сло          в вечная ле

 

 

Воспева          и сла             честь, поклоне

               ние               ва                                ние

Велича            держа                 благодаре

 

А еще раньше, в XV веке, таким образом записывали свое «разветвляющиеся» стихотворения Великие риторики, как в «Святой Катерине» Дистре:

Rutil ante      Gem     me        Du        rable

Vertu                       Balsal               Inti

Elog             Fem                 Hono

Fructu          euse     Pal                   Subli

Somptu                    Psal      me        Dulcis   me

P                             Flam                 Clari

Joy              ure       D                     Dignissi

C                             M’       ame      Mundi  flee

 

Однако это были буквенные упражнения, а улиписты предложили структурировать таким образом крупные текстовые структуры, обладающие собственной семантикой.

Впрочем, и идея разветвляющегося сюжета, приводящего к двум и более концовкам,  также к этому времени уже существовала – например, в пьесах лорда Дунсани и Дж.Б.Пристли. А в романе Дж.Фаулза «Любовница французского лейтенанта» (1969) автор реализует одновременно две концовки – герой после долгих страданий обретает свою любовь и их дитя, или же находит ее, чтобы только навсегда расстаться. Впрочем, еще в середине романа автор ставит героя на развилке, показывая, что в случае, если бы он не принял решения остаться ночевать в местечке Эксетер, а поехал бы прямо к невесте, его жизнь пошла бы иным путем – он бы, как порядочный человек, рассказал невесте о «грешке молодости», женился, родил семерых детей, открыл торговое предприятие, и т.д., и т.п.

Однако все эти развился были единичными случаями, определяющими два возможных пути следования сюжета, тогда как УЛИПО, поставив данную идею на разработанный математический фундамент ветвящихся графов, довело ее до совершенства.

Первым произведение «интерактивной литературы» стала пьеса, или скорее, схема пьесы Поля Фурнеля и Жана Пьера Енара:

Сцена 1. Король грустен, зло пришло во дворец. Королева, возвращаясь из путешествия, не может понять, отчего он грустен.

- Принцесса, его дочь, перестала улыбаться (сцена 2).

- Принцесса похищена (сцена 3).

Сцена 2. Принцесса появляется на сцене. Она грустна. Король предлагает позвать кого-нибудь, кто может вернуть ей улыбку. Королева, мачеха принцессы, втайне радуется. Кандидаты безуспешно пытаются ее развеселить. Приходит герой в маске, принцесса улыбается.

Король и королева спорят. Король узнает, что у королевы есть любовник, и что она беременна, королева узнает, что у короля есть исчезнувший сын. Герой в маске это

- сын короля (сцена 5).

- любовник королевы (сцена 4).

Сцена 3. Королева притворно жалуется королю. Пропавшая принцесса является наследницей трона. 

В лесу связанная принцесса влюбляется в своего освободителя и чтобы доказать ему свою любовь, просит, чтобы он проводил ее во дворец. Во дворце король и королева ссорятся. Королева имеет любовника, от которого беременна, король – сына, который исчез. Посреди этого спора входят человек в маске и принцесса. Человек в маске это:

- сын короля (сцена 5).

- любовник королевы (сцена 4).

Сцена 4. Человек в маске – любовник королевы. Принцесса падает в обморок. Король впадает в страшный гнев и требует пыток.

- убьет он свою жену? (сцена 6).

- вызовет ли он любовника на дуэль (сцена 7).

Сцена 5. Герой утверждает, что он – сын короля. Принцесса падает в обморок. Королева требует доказательств и коварно заставляет юношу пройти «испытание чести», чтобы увидеть, действительно ли он благородной крови. Король не видит абсурдности ситуации и соглашается. Только принцесса может спасти человека в маске.

- очнется ли принцесса? (сцена 8).

- останется ли она без сознания? (сцена 9).

Сцена 6. Король отправляет жену в машину для пыток. Он пользуется возможностью расторгнуть брак.

- Вы хотите счастливый конец? (сцена 10 + 14).

- Вы хотите несчастливый конец?  (сцена 11 + 15).

Сцена 7. Король вызывает любовника на дуэль. В драке королеву убивают.

- Счастливый конец? (сцена 10 + 14).

- Несчастливый конец? (сцена 11 + 15).

Сцена 8. Принцесса пробуждается. Она указывает отцу на абсурдность ситуации. В приступе бешенства он заставляет жену примерить механизм, она погибает.

- Счастливый конец? (сцена 12 + 14).

- Несчастливый конец? (сцена 13 + 15).

Сцена 10. Королева мертва. Король и любовник чувствуют облегчение. На самом деле любовник соблазнил королеву, чтобы проникнуть во дворец. Но он любит принцессу. Однако он грустит, так как является ее братом.

- сцена 14.

Сцена 11. Любовник в бешенстве убивает короля.

- Сцена 15.

Сцена 12. Король узнает своего сына. Герой и принцесса грустят, так как любят друг друга и не могут пожениться, будучи братом и сестрой.

- Сцена 14.

Сцена 13. Герой в бешенстве убивает короля. (Он любил королеву.)

- Сцена 15.

Сцена 14. На самом деле из-за путаницы со свадьбами и усыновлениями принцесса и герой – не брат и сестра и могут пожениться.

Сцена 15. Король мертв. Принцесса убивает героя и бросается в «машину чести». (Она брошена, но если зритель хочет знать почему, он должен возвращаться смотреть спектакль, так как причина объясняется в сцене 14).

Эта пьеса создана на основе следующей схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 


Овал: 3Овал: 2                                                                                                1-ый выбор

 

                                                                                                2-ый выбор

Овал: 4 Овал: 5
 


                                                                                                3-ий выбор

 

 


                                                                                                4-ый выбор

 

 

 

 

 


                                                                                                КОНЕЦ

 

 


                                                ?

 

После каждой сцены зрителям предоставляется возможность выбрать путь дальнейшего развития сюжета. Актеры играют первое действие, после чего предлагают зрителю выбрать одно из продолжений (сцена 2 или сцена 3). И так после каждой сцены, что при четырех выборах позволяет сыграть шестнадцать различных пьес в пять сцен каждая. Поскольку последовательность выбирается зрителем, авторы должны попытаться сконструировать простую и логичную интригу для каждого выбора. А для актеров пьеса в виде дерева становится испытанием актерской памяти.

А Франсуа Ле Лионне предлагает читателю, ответив на вопросы: предпочитаете вы детективную загадку, сериал или эротику; затем – труп в запертой спальне, совершенное алиби или другое, выбрать самому вариант романа в двести-триста страниц.

Этот проект осуществляют писатели Фрэнис Дебизер и Жан де Порла (Francis Debyser, Jean de Porla) в детективном романе «Апельсиновый сок, или смерть невинного».

Следующим произведением интерактивной литературы стала  «Сказка по вашему велению» Раймоном Кено:

1. Хотите узнать историю трех маленьких проворных горошин?

- если да, идите на 4.

- если нет, идите на 2.

2. Вы предпочитаете историю о трех больших тоненьких прутиках?

- если да, идите на 16.

- если нет, идите на 3.

3. Тогда вы хотите узнать историю трех средних кустиков?

- если да, идите на 17.

- если нет, идите на 21.

4. Жили-были три маленькие горошины, одетые в зеленое, которые спокойно спали в своих стручках. Они были совершенно круглые, и так мирно дышали через дырочки в своих ноздрях, что снаружи было слышно, как сладко они сопят.

- если вы предпочитаете другое описание, идите на 9.

- если это вас устраивает, идите на 5.

5. Они не видели снов. Эти малыши в самом деле никогда не видели снов.

- если вы предпочитаете, что они видели сны, идите на 6.

- если нет, идите на 7.

6. Они видели сны. На самом деле эти малыши всегда видели сны и их ночи были наполнены прекрасными снами.

- если вы хотите знать их сны, идите на 11.

- если это вас не интересует, идите на 7.

7. Их крошечные ножки были одеты в теплые носки, ложась в кровать, они надевали пижамы из черного бархата.

- если вы предпочитаете пижаму другого цвета, идите на 8.

- если этот цвет вас устраивает, идите на 10.

8. Они надевали в кровать пижаму голубого бархата.

- если вы предпочитаете пижаму другого цвета, идите на 7.

- если этот цвет вас устраивает, идите на 10.

9. Жили-были три маленькие горошины, которые день-деньской катились по большой дороге. Когда наступал вечер, они так уставали, что мгновенно засыпали.

- если вы хотите знать продолжение, идите на 5.

- если нет, идите на 21.

10. Все они видели один и тот же сон. Они нежно любили друг друга, и были такие похожие, что могли смотреться друг в друга, как в зеркало, и даже сны им снились одинаковые.

- если вы хотите знать их сон, идите на 11.

- если нет, идите на 12.

11. Им снилось, что они отправились обедать в столовую, но, открыв кастрюльку с супом, обнаружили там чечевичный суп. Бедняги проснулись в ужасе.

- если вы хотите знать, почему они проснулись в ужасе, найдите в словаре слово «чечевица» и больше не спрашивайте.

- если вы считаете бесполезным задавать вопросы, идите на 12.

12. – Ой-ой-ой! – закричали они, открывая глаза. – Ой-ой-ой, какой сон нам приснился!

- Это плохое предзнаменование, - сказал первый.

- Да-да-да, - сказал второй. – Это верно, мне ужасно грустно.

- Не переживайте так, - сказал третий, который был самым хитрым, - не стоит так волноваться из-за сна, нужно сначала понять, что он означает. Давайте, я вам его растолкую.

- если вы хотите знать интерпретацию сна, идите на 15.

- если вы, напротив, желаете узнать реакцию двух других, идите на 13.

13. – Ты смеешься над нами, - сказал первый. - С каких это пор ты толкуешь сны?

- Да, с каких пор? – повторил второй.

- если вы хотите знать, с каких пор, идите на 14.

- если нет, все равно идите на 14, поскольку вы все равно этого не узнаете.

14. – С каких пор? - ответил третий. – Если бы я знал сам! Дело в том, что я проделываю одну штуку. Вот, поглядите сами.

- если вы тоже хотите увидеть, идите на 15.

- если нет, тоже идите на 15, так как вы ничего не увидите.

15. – Ну, поглядим, - сказали братья.

- Ваша ирония мне не нравится, - ответил третий, - и вы ничего не увидите. Впрочем, пока мы спорили, и довольно бурно, ваше чувство ужаса немного попритихло, не так ли? Ну, вот и хорошо. А теперь пойдемте искупаемся в фонтане и поприветствуем это веселое утро в чистоте и радости!

Сказано – сделано. Они выскользнули из своих стручков, мягко покатились по земле, покрутились-повертелись, и наконец, слегка подпрыгивая, прибыли к месту своего умывания.

- если вы хотите знать, что там произошло в месте их умывания, идите на 16.

- если вы не хотите этого знать, идите на 21.

16. Три высокие прутика разглядывали троих зеленых горошин.

- если три высокие прутика вам не нравятся, идите на 21.

- если нравятся, идите на 18.

17. Три средних кустика разглядывали троих зеленых горошины.

- если три средних кустика вам не нравятся, идите на 21.

- если нравятся, идите на 18.

18. Завидев их, три маленькие проворные горошины, которые были очень застенчивыми, бросились наутек.

- если вы хотите знать, что случилось потом, идите на 19.

- если вы не хотите знать, идите на 21.

19. Они побежали быстро-быстро, чтобы вернуться в свои стручки и, забравшись внутрь и закрывшись крепко-накрепко, снова уснуть.

- если вы хотите знать продолжение, идите на 20.

- если не хотите - идите на 21.

20. Продолжения больше нет, сказка закончена.

21. В таком случае, сказка заканчивается.

Схема ее уже сложнее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В ней представлены не только простые двоичные развилки, но, кажется, все возможные ветвления, зацикливания, схождения, обрывы, обгоны и возвращения. При этом она остается милой детской сказочкой, которую можно рассказывать детям на ночь, пока они не заснут вместе с ее героями, тремя маленькими зелеными горошками.

И после этого началось бурное развитие интерактивной литературы.

Эротическую разновидность «Сказки», «Amour à votre façon», создают улиписты Гарри Мэттьюх и Жорж Перек.

Теодор Нельсон в книге «Машина снов» описал «ветвящиеся кинофильмы», сконструированные таким образом, что части двух фильмов сюжетно пересекаются, и зрители, выбирающие развилки в пяти местах, в реальности смотрят только части двух фильмов, демонстрирующихся через два аппарата, а киномеханик каждый раз опускает непрозрачный затвор перед нежелательным  фильмом.

Алан Рене получил в 1994 году премию кинематографического фестиваля Сезар за пару фильмов «Smoking» и «No smoking», где на основании выборов, совершаемых персонажами, сюжет ветвится на десяток траекторий, причем только двое актеров изображают в общей сложности девять персонажей в различных ситуациях.

В семидесятых годах издательство Бантам начало серию детских книг «Выбери свое собственное приключение». Серия стала чрезвычайно популярной и другие издательства стали выпускать аналогичные серии – «Игры для взрослых», «Создай свой роман ужасов», «Книги разных путей», среди которых были подсерии «Любовные романы разных путей», «Спортивные книги разных путей», «героические книги разных путей», «детективы разных путей». Все эти книги относились к беллетристике без очевидных художественных достоинств.

Но были также и значительные литературные произведения, например, «Игра в классики» Х.Кортасара (1963), который предлагает два варианта порядка прочтения частей романа – читать только первую часть, с 1-го по 56-й фрагмент, или читать обе части в установленном порядке, где в ряд 1-2-3...-56 добавлены в перемешанной последоватьности фрагменты с 57-го по 155-й. Тогда после 56-го фрагмента, который можно понять и как самоубийство героя романа, прыжок в «небо» на расчерченную в игру в классики землю, следуют еще восемь эпизодов, изменяющие точку зрения и на предыдущий, 56-й фрагмент. Теперь он прочитывается уже как осознание героем «территории», в которой он может существовать хотя бы в этом замкнувшемся в кольцо 58-й-131-й эпизодов мире, куда Оливейра наконец беззаботно, как нерожденный младенец, погружается, окруженный заботой и любовью друзей, и воссоединившись наконец с Магой, пусть только на миг, но на такой беззаботный вечный миг. Таким образом, роман заканчивается либо выходом героя в смерть-«небо», либо выходом его из времени во вневременный цикл «нерожденья».

Позже интерактивные романы и пьесы начали с успехом создавать Джон Барт, М.Павич.

Метод создания текстов с помощью графов явился одной из наиболее удачных находок УЛИПО, получившей в дальнейшем широкое распространение в форме интерактивной литературы и интерактивного театра.

лекция 1 лекция 2 лекция 3 лекция 4 лекция 5 лекция 6 лекция 7 лекция 8 лекция 9 лекция 10 лекция 11 лекция 12 лекция 13 лекция 14