Ashtray.ru утопии

ЭОЛОВА АРФА

послушать

.

Эолова арфа (названа в честь бога ветра) - инструмент, струны которого перебирает ветер. Арфа устанавливалась, как правило, на крышах и в других доступных для ветра местах, звучала мистически-потусторонне и очень была популярна у романтиков 19 века.

Вот что пишут о ней энциклопедии:

ЭОЛОВА АРФА, своеобразный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного ящичка или дощечки с несколькими натянутыми на ней жильными струнами, которые приводятся в колебание дуновением ветра. Вследствие неравномерной толщины струн и неодинакового их натяжения они издают от прикосновения струи воздуха ряд обертонов, образующих аккорды необычного, нежного тембра. При слабом ветре образуются иногда унтертоны. Изобретение эоловой арфы теряется в глубокой древности. Некоторое возрождение и повышение интереса к Э.а. имело место к началу 19 века в эпоху т.н. романтизма; в наст. время интерес к этому примитивному инструменту утрачен.

 

(Большая Советская Энциклопедия, 1930 г.)

 

ЭОЛ, мифический повелитель ветров на острове Эолии (теперь Липарские о-ва), фигурирующий впервые в "Одиссее" (дал Одиссею мех с заключенными в нем противными ветрами, который однако спутники Одиссея развязали, вследствие чего ветры вырвались и пригнали корабль обратно), а римскими поэтами (Вергилий и др.) возведенный в сан бога. От Э. получила название т.н. Эолова арфа (см.), струны которой звучат при дуновении ветра.

 

(Большая Советская Энциклопедия, 1930 г.)

 

ЭОЛОВА АРФА (по имени бога ветров Эола в др.-греч. мифологии), воздушная арфа. 1) Струн. муз. инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри к-рого натянуты струны (9-13) разл. толщины, настроенные в унисон (обычно g).Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих разл. обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание Э.а. меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известна с давних пор (впервые описана в 10 в. архиепископом Данстаном Кентерберийским). Устанавливалась обычно на крышах зданий или на фронтонах, а также в парковых сооружениях (гротах, беседках и др.). Э.а. совершенствовали мастера Дж. Б.Порта из Неаполя (16 в.), А.Кирхер (1650), У.Джонс (ок. 1781) и Поуп (1792). Приобрела особую популярность с кон. 18 в. и получила художеств. Отображение в романтической живописи, музыке, а также в поэзии (в т.ч. у И.В. Гете, В.А. Жуковского). С 19 в. конструкция Э.а. неоднократно менялась; среди мастеров – Г.К.Кох (1802), В. Мелькоп (1841), К.Плейель (1840-е гг.), во 2-й пол. 19 в. – Р.Бурхард, К Дёблер и др. Ныне вышла из употребления.

.

2)Назв. Инструмента с металлич. проскакивающими язычками и  круглым раструбом (вид гармоники); изготовлялся с нач. 19 в. в Петербурге, затем и в др. городах России.

 

Лит.: Dalberg J.F. von, Die Äolsharfe, Erfurt, 1808;

Kastner J.G., La Harpe d’Eole et la musique cosmique, P., 1856;

Brink C., Harps in the wind, N.Y., 1947.

 

(Ю.А. Фортунатов

Музыкальная энциклопедия, т.6

Москва, 1982)

 

 

переход к Картинам ветра

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей