Ashtray.ru утопии
ЭОЛОВА АРФА, своеобразный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного ящичка или дощечки с несколькими натянутыми на ней жильными струнами, которые приводятся в колебание дуновением ветра. Вследствие неравномерной толщины струн и неодинакового их натяжения они издают от прикосновения струи воздуха ряд обертонов, образующих аккорды необычного, нежного тембра. При слабом ветре образуются иногда унтертоны. Изобретение эоловой арфы теряется в глубокой древности. Некоторое возрождение и повышение интереса к Э.а. имело место к началу 19 века в эпоху т.н. романтизма; в наст. время интерес к этому примитивному инструменту утрачен.
(Большая Советская Энциклопедия, 1930 г.)
ЭОЛ, мифический повелитель ветров на острове Эолии (теперь Липарские о-ва), фигурирующий впервые в "Одиссее" (дал Одиссею мех с заключенными в нем противными ветрами, который однако спутники Одиссея развязали, вследствие чего ветры вырвались и пригнали корабль обратно), а римскими поэтами (Вергилий и др.) возведенный в сан бога. От Э. получила название т.н. Эолова арфа (см.), струны которой звучат при дуновении ветра.
(Большая Советская Энциклопедия, 1930 г.)
ЭОЛОВА АРФА (по имени бога ветров Эола в др.-греч. мифологии), воздушная арфа. 1) Струн. муз. инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри к-рого натянуты струны (9-13) разл. толщины, настроенные в унисон (обычно g).Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих разл. обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание Э.а. меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известна с давних пор (впервые описана в 10 в. архиепископом Данстаном Кентерберийским). Устанавливалась обычно на крышах зданий или на фронтонах, а также в парковых сооружениях (гротах, беседках и др.). Э.а. совершенствовали мастера Дж. Б.Порта из Неаполя (16 в.), А.Кирхер (1650), У.Джонс (ок. 1781) и Поуп (1792). Приобрела особую популярность с кон. 18 в. и получила художеств. Отображение в романтической живописи, музыке, а также в поэзии (в т.ч. у И.В. Гете, В.А. Жуковского). С 19 в. конструкция Э.а. неоднократно менялась; среди мастеров – Г.К.Кох (1802), В. Мелькоп (1841), К.Плейель (1840-е гг.), во 2-й пол. 19 в. – Р.Бурхард, К Дёблер и др. Ныне вышла из употребления.
.
2)Назв. Инструмента с металлич. проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники); изготовлялся с нач. 19 в. в Петербурге, затем и в др. городах России.
Лит.: Dalberg J.F. von, Die Äolsharfe, Erfurt,
1808;
Kastner J.G., La Harpe d’Eole et la musique cosmique,
P., 1856;
Brink C., Harps in the wind, N.Y., 1947.
(Ю.А. Фортунатов
Музыкальная энциклопедия, т.6
Москва, 1982)
переход к Картинам ветра
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей