Ashtray.ru утопии

назад к: стеклянная гармоника (изображение. аудио)

 

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА (франц. verre harmonica, нем. Glasharmonika) - муз. инструмент. Относится к группе фрикционных, в к-рых звук возникает в результате трения. Стала известна в сер. 18 в. в Англии, где ее появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных стаканах (играющий проводил пальцем по краям наполненных до определенного уровня водой стеклянных стаканов). В 1746 К.В. Глюк дал в Лондоне концерт на 26 стеклянных стаканах, "настроенных весенней водой". С.г. первоначально состояла из стеклянных полушарий, которые приводились в колебание трением об их края кончиками пальцев исполнителя. В дальнейшем инструмент видоизменялся. С.г. получила весьма широкое распространение после усовершенствований, внесенных около 1761 Б.Франклином. Сконструированная им С.г. представляла собой хроматически настроенные стеклянные полушария, насаженные на горизонтальную металлическую ось, вращавшуюся при помощи педали; они помещались в футляр продолговатой формы, до определенного уровня наполненный водой, увлажнявшей края полушарий. Прикосновением кончиков пальцев к их краям извлекался чистый певучий звук своеобразного тембра. Диапазон С.г. (3-4 октавы) зависел от количества полушарий (37-46). Во 2-й пол. 18 в. С.г. стала популярным концертно-камерным инструментом. Известными исполнительницами были М. Дейвис и М. Кирхгеснер; последней В.А. Моцарт посвятил Adagio для С.г. (K.-V. 356), он написал также Adagio и рондо для С.г., флейты, гобоя, альта и виолончели (K.-V. 617). Виртуозно играл на С.г. чешский пианист и композитор Я.Л. Дусик, выступавший в Берлине, Париже и Милане, а также в Петербурге (1786). Наряду с Моцартом соч. для С.г. создали также Л.Бетховен и Я. Ф. Томашек. Недостатком С.г. было раздражающее действие вибрирующих стеклянных полушарий на чувствительные окончания пальцев исполнителя. что привело к поискам новых способов игры на С.г. - пытались применять прокладки, смычок, клавишное устройство (ок. 1784 появилась С.г. с клавиатурой; мастера Хассель, Вагнер, Рёллиг, Клейн; их инструменты назывались "клавишные С.г." - Klavierharmonika). Однако эксперименты не дали существ. результатов, и к сер. 19 в. С.г. повсеместно вышла из употребления. С.г. изредка вводилась в партитуры опер для придания музыке таинств., сказочного колорита, в т.ч. рус.композиторами С.И. Давыдовым ("Днепровская русалка"), М.И. Глинкой ("Руслан и Людмила"), А.Г. Рубинштейном ("Демон"); позднее в этих операх партия С.г. была заменена челестой и колокольчиками. На Постоянной выставке муз. инструментов в Ленинграде имеются 2 С.г. с 37 и 35 полушариями.

Лит.: Рабинович А., Русская опера до Глинки. М., 1948, с. 164-66; Рогаль-Левицкий Д.Р., Современный оркестр, т.2, М., 1953, с. 438; Bartl K., Nachricht von der Harmonika, Brunn, 1799; Pohl C.F., Zur Geschichte der Glasharmonika, Lpz., 1862; Sachs C., The history of musical instruments, N.Y., 1940, p. 404-05; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1966, S. 75.

А.Н. Лисова, Музыкальная Энциклопедия, т.5, Москва, 1981