ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
РАКОХОД В ТРАКТАТАХ И УЧЕБНИКАХ КОМПОЗИЦИИ И КОНТРАПУНКТА ХVI-ХIXВВ.
Изучение теоретических сведений о ракоходном принципе движения в трактатах и учебниках ХVI-ХIХ веков позволяет установить несколько иную картину, чем в параллельном процессе художественной практики. Если в музыке ХIII-ХIХ вв. существование ракохода можно представить в виде волны: зарождение - развитие - спад, то в теории интерес к нему возник намного позже появления первых музыкальных произведений и развивался по восходящей. Он достиг наибольшего к себе внимания в XIX веке со стороны авторов многочисленных учебников композиции, контрапункта и фуги. Конечно, это внимание к ракоходу очень относительно по сравнению с другими приёмами полифонического письма и ограничивается зачастую упоминанием в классификациях контрапунктов и канонов. Но количество таких учебников по сравнению с прошлыми веками значительно возрастает. Почти каждый из авторов XIX века считает себя обязанным уделить ракоходу хотя бы несколько строк*, несмотря на бытовавшую в учебной практике негативную оценку этого приема, откровенно высказанную Л.Бусслером.
Описание ракоходной техники, её отдельных элементов и наиболее интересных нотных образцов, предпринятое в теоретическом музыковедении на протяжении четырех веков, имеет огромное значение для современности. Фиксация сведений о ракоходе в учебниках XIX века помогла сохранить ракоходный принцип в теории, тогда как в музыке XIX века он практически исчез. Это не означает, что в результате сложилась теория ракохода, потому что все сведения и факты, как правило, остаются на эмпирическом уровне, но они создали предпосылки и фундамент для создания такой теории. Тем самым было подготовлено возрождение, а, точнее, реализация ракоходного принципа в музыке XX века и вообще в современном искусстве.
* - За редким исключением к каким относится «Учебник простого и двойного контрапункта» Э.-Ф.Рихтера (Лейпциг, 1872), в котором о ракоходе вообще не упоминается
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ ХVI-ХVIII ВВ. О РАКОХОДЕ.
В музыкально-теоретических источниках сведения о ракоходе зафиксированы с середины XVI века - в трактатах Пти Коклико и Н Вичентино. До этого времени никаких упоминаний о ракоходе обнаружить не удалось. Они отсутствуют и у Иоанна Тинкториса как в «Terminorum Musicae Diffinitorium» («Определителе музыки»), так и в «Liber arte contrapuncti» («Книге об искусстве контрапункта») 1473-74 г. Правда, «в трактате о пропорциях («Proportionale musices», 1474) встречается слово retroversus. Но там речь идет о числовой прогрессии 1 234 5...5432 1 - ordo retroversus (порядок ракоходный), но никакого отношения к ракоходу это не имеет»*
У Адриана Пти Коклико (ок. 1500-1562) - нидерландского композитора и теоретика, ученика Ж.Депре в 1552 году вышел в Нюрнберге латинский трактат «Compendium musices» («Сокращенный курс музыки»), излагавший правила контрапункта строгого стиля,** В практической части трактата помещен нотный образец восьмиголосного ракоходного канона на библейские слова о волхвах, пришедших к младенцу Иисусу (Матф.2:22 по энциклопедии Ф.Блюме, см. 190, 526): «И получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (У Г.Ри-мана указаны другие строки из Евангелия, см.213, 497).
Это, вероятно, первое появление в трактате XVI века нотного примера на ракоход, но описание его техники в теоретической части трактата отсутствует. Причины подобного умолчания коренятся во взглядах на канон как образец авторского мастерства, понятный только посвященным профессионалам. Преемственность устного знания, передаваемого от учителя к ученику, по-прежнему значила очень многое для музыкального образования того времени - знания передавались не всем ученикам, а только наиболее Достойным. Об этом более детально говорится в очерке седьмом. С открытием книго- и нотопечатания появилась возможность публикации сведений для всех желающих, и тесные цеховые композиторские школы (нидерландская, венецианская и римская - в том виде, в каком они существовали в эпоху Возрождения) постепенно прекратили своё существование.
*- Эту информацию любезно предоставила музыковед Р.Поспелова, автор диссертации, посвященной теоретическим трудам И. Тинкториса.
**- М.Букофцер обнаружил его почти полную идентичность с одноименным трактатом Лампадиуса, появившемся в 1537г., что естественно для того времени, когда одни и те же сведения кочуют из трактата в трактат
Николо Вичентино (1511-ок.1576) - ученик А.Вилларта, был первым автором, упомянувшим ракоходный канон в теоретичес-ком аспекте. В 1555 году в Венеции вышел его латинский трактат «L'antica musica ridotta alla moderna prattica» («Старинная музы-ка, приспособленная к современной практике»), где затрагивают-ся вопросы сложного контрапункта - подвижного и обратимого. В главе 32 «Regola di far fughae in varij modi» «он рассматривает несколько разновидностей канонов, среди которых загадочный канон и канон с риспостой в ракоходном изложении» (123,102).
Н.Вичентино - теоретик хроматизма, этой проблеме он уделяет главное внимание в своём труде. Один из его нотных примеров на хроматизм мадригал «Hierusalem» (на слова Плача пророка Иеремии) начинается с имитации темы, вернее, хроматического тетрахорда, в ракоходе, а затем следует его зеркальный вариант. Этот образец приведен полностью в статье Т.Дубравской «Итальянский мадригал XVI века» под номером 18 (45,82-83). Таким образом, трактат Н.Вичентино представляет собой не просто набор сведений для обучения музыке (типа компендиумов), а одну из первых попыток теоретического осмысления композиторской техники, где ракоход перестаёт быть «запретным».
В XVII веке Н.Симакова отмечает три западноевропейских трактата, в которых содержатся сведения о ракоходе: Х.Симпсо-на, Лоренте и Г.Пёрселла.
В труде Х.Симпсона «Compendium of Practical» (1665, 1667) описывается 11 способов сочинения канона, включая каноны в обращении и в возвратном движении (123, 221). В главах 58-60 IV книги Лоренте «El Porque de la musica, en que se contiene» (1672) сообщается о загадочном и ракоходном каноне.
Г.Перселлу принадлежит «An introduction to the Art of Descant ог Composing Music in Parts» («Введение в искусство дисканта или сочинение музыки в партиях» 1694 год). Это третья часть коллективного труда «Введение в музыкальное искусство (ремесло)» в трех книгах: первая принадлежит перу Т.Кампиона, вторая -Х.Симпсону, а третья - Г.Перселлу. В своём разделе композитор освещает фугированные (канонические) формы. Четвёртый случай фугирования из восьми, предложенных Г.Пёрселлом, - это фуга (канон) в обращении, шестой - фуга per Recte et Retro, вперёд и назад - так в Англии называют ракоходный канон.
Параллельно с западноевропейскими трактатами в восточноевропейской музыкальной теории XVII века появился труд Н.Ди-лецкого «Идея грамматики мусикийской» (1679), сыгравший важную роль в формировании нового мышления. Два изданных в XX веке варианта этого учебника, в котором впервые упоминается ракоход, рассматриваются в отдельном разделе.
В XVIII веке заслуживают упоминания три источника, с разной степенью подробности освещающие ракоходную технику. Прославленный трактат Й.Фукса «Ступень к Парнасу (1725 по лат., 1737 на нем. яз.) завершается разделом, рассматривающим только трёхголосную фугу в обращении, о ракоходе в нём не упоминается. В 1753-54 гг. в Берлине был издан «Трактат о фуге» («Abhandlung von der fuge»)* Ф.Марпурга - наиболее ценный и этапный труд для нашего исследования. В нём впервые в истории с такой полнотой и обстоятельностью рассматриваются основные разновидности ракохода. Правда, в теоретической части книги, ему уделено скромное место: в первом разделе параграфы 1 -4 (с.26) содержат краткое описание ракоходного контрапункта, в параграфе 11 второго раздела (с.34) говорится о зеркальном, ракоходном и зеркально-ракоходном канонах. Автор ограничивается констатацией факта существования таких приёмов письма, без описания методов их сочинения. Зато во втором томе, состоящем из нотных примеров на все виды полифонической техники, ракоходу посвящены Таблицы с XIII по XVI и частично Таблицы XXII и XXIII. Изучая эти нотные образцы, читатель должен был сам понять принцип и последовательность сочинения и установить для себя правила письма.
Ф.Марпург поместил в качестве примеров не только им сочиненные, но и произведения своих современников, например, обратимый контрапункт из «Искусства фуги» И.С.Баха (Тав.ХШ, Fig. 1) или ракоходные и зеркально-ракоходные каноны И.Кирнбергера (Тав. XV, Fig. .6 и др.).
Отметим манеру нотной записи и особого почерка в ракоход-ных и зеркально-ракоходных канонах: ноты ставятся не в начале такта, а как бы посередине своего «временного пространства», а штили выше «си» пишутся справа, а не слева. Это облегчает чтение текста «вверх ногами» (так будет записан и зеркально-рако-ходньй канон А.Шенберга). Четвертные паузы помещены вдоль, а не поперек нотного стана, как в таблице XXIII, Fig. 2 (203, 45).
* Ф-Марпург обобщил в названии трактата понятия фуги как канона и фуги как новой формы XVIII в. и посвятил значительную его часть всевоз-можным видам канонов, в том числе ракоходным.
Схематическое описание таблиц.
Тав.
XIII, с.40.
Fig. 2 и 3 представляют первоначальное и
производное соединения
двухголосного ракоходного контрапункта
Пример 31 (см. очерк 5, с 119)
Fig. 4 - двухголосный ракоходный канон
Пример 32
Fig. 5 -
сокращенная в одну строку запись ракоходного
контрапункта (Fig.2 и
3) в виде ракоходного канона
Пример 33
Тав. XIV, с. 40.
Fig. 1 и 2 - первоначальное и производное соединения трехго
лосного ракоходного
контрапункта
Fig. 3 и 4 - четырехголосный контрапункт
.
Fig. 5 и 6 - первоначальное и производное соединения двухголосного зеркально-ракоходного канона
Пример 34
Fig.. 7 - его сокращенная
запись в одну строку. Пример 35
Тав. XV, с. 41.
Fig. 1 и 2 - трехголосный зеркально-ракоходный канон
Fig. 3 и 4 - четырехголосный
Fig. 6 - двухголосный зеркально-ракоходный канон И.Кирн~ бергера в виде одноголосной линии. Пример 37.
Тав.
XVI с.41 Fig. 7 - двухголосный ракоходный канон
Пример 38
Fig. 8 - двухголосный ракоходный канон с широким расстоянием между голосами (амбитус одноголосной линии а - с3)
Тав. XXII, с. 44.
Fig. 2 -ещё один образец зеркально-ракоходного канона И.Кир-нбергера, но с полной расшифровкой записи. Пример 39
Тав. XXIII, с. 45 Fig. 2 - ракоходный канон в виде одноголосной линии.
В «Трактате о фуге» Ф.Марпурга впервые с такой полнотой
и
обстоятельностью был
подытожен весь путь развития ракоходной
техники и в виде нотных
примеров зафиксированы все возмож
ные типы и разновидности
ракоходных и зеркально-ракоходных
контрапунктов и канонов
в двух-, трёх- и четырёхголосии. С этих
пор авторы учебников
контрапункта и композиции, затрагивая
вопросы ракохода, обязательно
ссылались на Ф.Марпурга и ци-
тировали нотные образцы из его практических Таблиц.
Помимо Ф.Марпурга, ракоход был упомянут ещё в двух ис-точниках XVIII века. В 1771г. в Берлине вышел в свет первый том труда И.Кирнбергера (1721 -1783) «Искусство чистого письма (стиля)» («Die Kunst des reinen Satzes»), на его титульном листе был помещен зеркально-ракоходный канон. Ещё несколько примеров он сочинил и для второго тома (199,60-62).
Известный австрийский теоретик XVIII века И.Альбрехтсбер-гер (1736-1809) в своей работе «Руководство по композиции»
(«Anweisung zur Composition»), изданной в Лейпциге в 1790 году, посвятил технике ракохода и ракоходной инверсии несколько строк 26-й главы, где в самой лаконичной форме даёт классификацию ракоходного движения и нотные иллюстрации к ней в виде одноголосных фрагментов: Subjestum rectum, Inversio cancrizans, Inversio cancrizans contraria (179,211).
Отметим последовательность операций с темой, предписанную автором: сначала ракоход, затем его обращение. Именно в таком порядке логичнее приступать к сочинению первоначального и производного соединений, чтобы учесть прежде всего метро-ритмические трудности ракоходной трансформации, тогда следующие этапы - обращение и ракоходная инверсия не создадут никаких затруднений.
Обзор источников XVI-XVIII веков позволяет сделать следующие выводы:
во-первых, сведения о ракоходе, в отличие от вертикально-подвижного контрапункта, не были обязательными для теоретических трудов того времени и встречались эпизодически;
во-вторых, в XVIII веке в труде Ф.Марпурга был подведен итог почти пятисотлетнего развития ракоходного принципа, а нотные образцы из его трактата стали наиболее полной хрестоматией, обобщающей типы ракохода и ракоходной инверсии, сложившиеся в музыкальной художественной практике за всю историю их существования.
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей