ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

РАКОХОД В ТРАКТАТАХ И УЧЕБНИКАХ КОМПОЗИЦИИ И КОНТРАПУНКТА ХVI-ХIXВВ.

Изучение теоретических сведений о ракоходном принципе дви­жения в трактатах и учебниках ХVIIХ веков позволяет устано­вить несколько иную картину, чем в параллельном процессе худо­жественной практики. Если в музыке ХIIIIХ вв. существование ракохода можно представить в виде волны: зарождение - разви­тие - спад, то в теории интерес к нему возник намного позже появ­ления первых музыкальных произведений и развивался по восхо­дящей. Он достиг наибольшего к себе внимания в XIX веке со сто­роны авторов многочисленных учебников композиции, контра­пункта и фуги. Конечно, это внимание к ракоходу очень относи­тельно по сравнению с другими приёмами полифонического пись­ма и ограничивается зачастую упоминанием в классификациях контрапунктов и канонов. Но количество таких учебников по срав­нению с прошлыми веками значительно возрастает. Почти каж­дый из авторов XIX века считает себя обязанным уделить ракохо­ду хотя бы несколько строк*, несмотря на бытовавшую в учебной практике негативную оценку этого приема, откровенно высказан­ную Л.Бусслером.

Описание ракоходной техники, её отдельных элементов и наи­более интересных нотных образцов, предпринятое в теоретичес­ком музыковедении на протяжении четырех веков, имеет огром­ное значение для современности. Фиксация сведений о ракоходе в учебниках XIX века помогла сохранить ракоходный принцип в теории, тогда как в музыке XIX века он практически исчез. Это не означает, что в результате сложилась теория ракохода, потому что все сведения и факты, как правило, остаются на эмпирическом уровне, но они создали предпосылки и фундамент для создания такой теории. Тем самым было подготовлено возрождение, а, точ­нее, реализация ракоходного принципа в музыке XX века и вооб­ще в современном искусстве.

* - За редким исключением к каким относится «Учебник простого и двой­ного контрапункта» Э.-Ф.Рихтера (Лейпциг, 1872), в котором о ракохо­де вообще не упоминается


ТЕОРИЯ МУЗЫКИ ХVI-ХVIII ВВ. О РАКОХОДЕ.

В музыкально-теоретических источниках сведения о ракоходе зафиксированы с середины XVI века - в трактатах Пти Коклико и Н Вичентино. До этого времени никаких упоминаний о ракоходе обнаружить не удалось. Они отсутствуют и у Иоанна Тинкториса как в «Terminorum Musicae Diffinitorium» («Определителе музы­ки»), так и в «Liber arte contrapuncti» («Книге об искусстве кон­трапункта») 1473-74 г. Правда, «в трактате о пропорциях Proportionale musices», 1474) встречается слово retroversus. Но там речь идет о числовой прогрессии 1 234 5...5432 1 - ordo retroversus (порядок ракоходный), но никакого отношения к ра­коходу это не имеет»*

У Адриана Пти Коклико (ок. 1500-1562) - нидерландского ком­позитора и теоретика, ученика Ж.Депре в 1552 году вышел в Нюр­нберге латинский трактат «Compendium musices» («Сокращенный курс музыки»), излагавший правила контрапункта строгого сти­ля,** В практической части трактата помещен нотный образец восьмиголосного ракоходного канона на библейские слова о вол­хвах, пришедших к младенцу Иисусу (Матф.2:22 по энциклопедии Ф.Блюме, см. 190, 526): «И получивши во сне откровение не воз­вращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (У Г.Ри-мана указаны другие строки из Евангелия, см.213, 497).

Это, вероятно, первое появление в трактате XVI века нотного примера на ракоход, но описание его техники в теоретической ча­сти трактата отсутствует. Причины подобного умолчания коре­нятся во взглядах на канон как образец авторского мастерства, понятный только посвященным профессионалам. Преемственность устного знания, передаваемого от учителя к ученику, по-прежне­му значила очень многое для музыкального образования того вре­мени - знания передавались не всем ученикам, а только наиболее Достойным. Об этом более детально говорится в очерке седьмом. С открытием книго- и нотопечатания появилась возможность пуб­ликации сведений для всех желающих, и тесные цеховые компози­торские школы (нидерландская, венецианская и римская - в том виде, в каком они существовали в эпоху Возрождения) постепенно прекратили своё существование.

*- Эту информацию любезно предоставила музыковед Р.Поспелова, автор диссертации, посвященной теоретическим трудам И. Тинкториса.

**- М.Букофцер обнаружил его почти полную идентичность с одноименным трактатом Лампадиуса, появившемся в 1537г., что естественно для того времени, когда одни и те же сведения кочуют из трактата в трактат


Николо Вичентино (1511-ок.1576) - ученик А.Вилларта, был первым автором, упомянувшим ракоходный канон в теоретичес-ком аспекте. В 1555 году в Венеции вышел его латинский трактат «L'antica musica ridotta alla moderna prattica» («Старинная музы-ка, приспособленная к современной практике»), где затрагивают-ся вопросы сложного контрапункта - подвижного и обратимого. В главе 32 «Regola di far  fughae in varij modi» «он рассматривает несколько разновидностей канонов, среди которых загадочный канон и канон с риспостой в ракоходном изложении» (123,102).

Н.Вичентино - теоретик хроматизма, этой проблеме он уделя­ет главное внимание в своём труде. Один из его нотных примеров на хроматизм мадригал «Hierusalem» (на слова Плача пророка Иеремии) начинается с имитации темы, вернее, хроматического тетрахорда, в ракоходе, а затем следует его зеркальный вариант. Этот образец приведен полностью в статье Т.Дубравской «Италь­янский мадригал XVI века» под номером 18 (45,82-83). Таким об­разом, трактат Н.Вичентино представляет собой не просто набор сведений для обучения музыке (типа компендиумов), а одну из пер­вых попыток теоретического осмысления композиторской техни­ки, где ракоход перестаёт быть «запретным».

В XVII веке Н.Симакова отмечает три западноевропейских трактата, в которых содержатся сведения о ракоходе: Х.Симпсо-на, Лоренте и Г.Пёрселла.

В труде Х.Симпсона «Compendium of Practical» (1665, 1667) описывается 11 способов сочинения канона, включая каноны в обращении и в возвратном движении (123, 221). В главах 58-60 IV книги Лоренте «El Porque de la musica, en que se contiene» (1672) сообщается о загадочном и ракоходном каноне.

Г.Перселлу принадлежит «An introduction to the Art of Descant ог Composing Music in Parts» («Введение в искусство дисканта или сочинение музыки в партиях» 1694 год). Это третья часть коллек­тивного труда «Введение в музыкальное искусство (ремесло)» в трех книгах: первая принадлежит перу Т.Кампиона, вторая -Х.Симпсону, а третья - Г.Перселлу. В своём разделе композитор освещает фугированные (канонические) формы. Четвёртый слу­чай фугирования из восьми, предложенных Г.Пёрселлом, - это фуга (канон) в обращении, шестой - фуга per Recte et Retro, вперёд и назад - так в Англии называют ракоходный канон.

Параллельно с западноевропейскими трактатами в восточно­европейской музыкальной теории XVII века появился труд Н.Ди-лецкого «Идея грамматики мусикийской» (1679), сыгравший важную роль в формировании нового мышления. Два изданных в XX веке варианта этого учебника, в котором впервые упоминается ракоход, рассматриваются в отдельном разделе.

В XVIII веке заслуживают упоминания три источника, с раз­ной степенью подробности освещающие ракоходную технику. Прославленный трактат Й.Фукса «Ступень к Парнасу (1725 по лат., 1737 на нем. яз.) завершается разделом, рассматривающим только трёхголосную фугу в обращении, о ракоходе в нём не упоминается. В 1753-54 гг. в Берлине был издан «Трактат о фуге» Abhandlung von der fuge»)* Ф.Марпурга - наиболее ценный и этапный труд для нашего исследования. В нём впервые в истории с такой полнотой и обстоятельностью рассматриваются основные разновидности ракохода. Правда, в теоретической части книги, ему уделено скромное место: в первом разделе параграфы 1 -4 (с.26) содержат краткое описание ракоходного контрапункта, в пара­графе 11 второго раздела (с.34) говорится о зеркальном, ракоход­ном и зеркально-ракоходном канонах. Автор ограничивается кон­статацией факта существования таких приёмов письма, без описа­ния методов их сочинения. Зато во втором томе, состоящем из нот­ных примеров на все виды полифонической техники, ракоходу посвящены Таблицы с XIII по XVI и частично Таблицы XXII и XXIII. Изучая эти нотные образцы, читатель должен был сам по­нять принцип и последовательность сочинения и установить для себя правила письма.

Ф.Марпург поместил в качестве примеров не только им сочи­ненные, но и произведения своих современников, например, обра­тимый контрапункт из «Искусства фуги» И.С.Баха (Тав.ХШ, Fig. 1) или ракоходные и зеркально-ракоходные каноны И.Кирнбергера (Тав. XV, Fig. .6 и др.).

Отметим манеру нотной записи и особого почерка в ракоход-ных и зеркально-ракоходных канонах: ноты ставятся не в начале такта, а как бы посередине своего «временного пространства», а штили выше «си» пишутся справа, а не слева. Это облегчает чте­ние текста «вверх ногами» (так будет записан и зеркально-рако-ходньй канон А.Шенберга). Четвертные паузы помещены вдоль, а не поперек нотного стана, как в таблице XXIII, Fig. 2 (203, 45).

* Ф-Марпург обобщил в названии трактата понятия фуги как канона и фуги как новой формы XVIII в. и посвятил значительную его часть всевоз-можным видам канонов, в том числе ракоходным.


Схематическое описание таблиц.  

Тав. XIII, с.40. 
Fig. 2 и 3 представляют первоначальное и производное соеди
нения двухголосного ракоходного контрапункта       

Пример 31 (см. очерк 5, с 119)

Fig. 4 - двухголосный ракоходный канон

Пример 32

Fig. 5   -        сокращенная в одну строку запись ракоходного
контрапункта (Fig.2 и 3) в виде ракоходного канона                             

Пример 33

Тав. XIV, с. 40.

Fig. 1 и 2 - первоначальное и производное соединения трехго­
лосного ракоходного контрапункта  

Fig. 3 и 4 - четырехголосный контрапункт

.

Fig. 5 и 6 - первоначальное и производное соединения двухго­лосного зеркально-ракоходного канона

Пример 34                                                                                                                       

Fig.. 7 - его сокращенная запись в одну строку. Пример 35 

Тав. XV, с. 41.

Fig. 1 и 2 - трехголосный зеркально-ракоходный канон

Fig. 3 и 4 - четырехголосный

Fig. 5 -    четырехголосный зеркально-ракоходный канон (Fr. Bach). Пример 36.

Fig. 6 -  двухголосный зеркально-ракоходный канон И.Кирн~ бергера в виде одноголосной линии. Пример 37.

Тав. XVI с.41 Fig. 7 - двухголосный ракоходный канон
Пример 38 



Fig. 8 - двухголосный ракоходный канон с широким расстоя­нием между голосами (амбитус одноголосной линии а - с3)

Тав. XXII, с. 44.

Fig. 2 -ещё один образец зеркально-ракоходного канона И.Кир-нбергера, но с полной расшифровкой записи. Пример 39

Тав. XXIII, с. 45 Fig. 2 - ракоходный канон в виде одноголос­ной линии.

В «Трактате о фуге» Ф.Марпурга впервые с такой полнотой и
обстоятельностью был подытожен весь путь развития ракоходной
техники и в виде нотных примеров зафиксированы все возмож­
ные типы и разновидности ракоходных и зеркально-ракоходных
контрапунктов и канонов в двух-, трёх- и четырёхголосии. С этих
пор авторы учебников контрапункта и композиции, затрагивая
вопросы ракохода, обязательно ссылались на Ф.Марпурга и ци-
тировали нотные образцы из его практических Таблиц.
                        

Помимо Ф.Марпурга, ракоход был упомянут ещё в двух ис-точниках XVIII века. В 1771г. в Берлине вышел в свет первый том труда И.Кирнбергера (1721 -1783) «Искусство чистого письма (сти­ля)» («Die Kunst des reinen Satzes»), на его титульном листе был помещен зеркально-ракоходный канон. Ещё несколько примеров он сочинил и для второго тома (199,60-62).

Известный австрийский теоретик XVIII века И.Альбрехтсбер-гер (1736-1809) в своей работе «Руководство по композиции»


Anweisung zur Composition»), изданной в Лейпциге в 1790 году, посвятил технике ракохода и ракоходной инверсии несколько строк 26-й главы, где в самой лаконичной форме даёт классифика­цию ракоходного движения и нотные иллюстрации к ней в виде одноголосных фрагментов: Subjestum rectum, Inversio cancrizans, Inversio cancrizans contraria (179,211).

Отметим последовательность операций с темой, предписанную автором: сначала ракоход, затем его обращение. Именно в таком порядке логичнее приступать к сочинению первоначального и производного соединений, чтобы учесть прежде всего метро-рит­мические трудности ракоходной трансформации, тогда следую­щие этапы - обращение и ракоходная инверсия не создадут ника­ких затруднений.

Обзор источников XVI-XVIII веков позволяет сделать следу­ющие выводы:

во-первых, сведения о ракоходе, в отличие от вертикально-под­вижного контрапункта, не были обязательными для теоретичес­ких трудов того времени и встречались эпизодически;

во-вторых, в XVIII веке в труде Ф.Марпурга был подведен итог почти пятисотлетнего развития ракоходного принципа, а нотные образцы из его трактата стали наиболее полной хрестоматией, обобщающей типы ракохода и ракоходной инверсии, сложивши­еся в музыкальной художественной практике за всю историю их существования.

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей