ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ РАКОХОДА В МУЗЫКЕ XIII - XIX ВЕКОВ.
О СИММЕТРИИ В МУЗЫКЕ И СИНКРЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ИНВЕРСИИ И РАКОХОДА
Помимо поэтического жанра палиндрома, повлиявшего на возникновение ракохода в музыке, существует и специфически музыкальная генеалогия ракоходного движения, связанная с нахождением его в одной системе с зеркальным обратимым контрапунктом. Элементы ракохода возникают как частный случай инверсии ещё в раннесредневековой мелодической линии, для которой характерно по преимуществу поступенное движение. В ней инверсия и ракоход совпадают буквально, как в распространенной «теме» того времени, «ут, ре, ми, фа, соль, ля, соль, фа, ми, ре, ут», наглядно демонстрируя синкретические свойства средневековой музыкальной инверсии. Еще в «Микрологе» Гвидо Аретинс-кого (XI в.) говорится, что повторение мелодии может быть «в обратном движении и даже теми же самыми ступенями, какими она шла при своем первом появлении» (87, т. 3, 526).
На подобной же горизонтальной зеркальности мелодии строится и рефрен рондо «Li regard». Пример 2. |
Если сравнить несколько музыкальных образцов, принадлежащих разным школам и стилям под этим углом зрения, то обнаруживаются многочисленные примеры такой горизонтальной симметрии нотного текста. Наиболее ранний заимствован из рождественского органума - квадрупля Перотина «Viderunt{» (около 1200 года). Он помещен в нотном приложении к первому тому Истории полифонии Ю.Евдокимовой (47, 270-290). Пример 1.
Симметричный рисунок мелодических фраз постоянно встречается в музыкальных образцах ХШ-ХVI веков: в двухголосном кондукте «De castitatus» из хрестоматии Пэрриша-Оула (108, 28), где каждый такт и полутакт (условные) организуются по принципу палиндрома - прямого и возвратного движения мелодических линий; в трехголосном бесконечном каноне У.Берда «Non nobis, Domine»; в восьмой части «Stabat Mater» Палестрины и в Мессе Х.Изаака, в которой мелодические рельефы почти всех частей (Kyrie, Christe, Et incarnatus) представляют ритмические варианты одной и той же зеркальной монотемы: пример 3 а, б, в, г.
Зеркальность музыкальных фраз характерна не только для западноевропейской профессиональной культуры, ее можно встретить и в народной музыке, и в православных песнопениях. Гимн таборитов «Кто же вы, божьи воины» (Чехия, начало XV века) весь составлен из таких зеркальных фрагментов, как и «Достойно» киевского распева из фонда Санкт-Петербургской духовной академии (№ 228/ Р, лист 52 оборот). Рукопись датируется концом ХМШШ -нач.-ХVIII века. Большой распев «Да исправится молитва моя» из Соловецкого собрания рукописей (ГПБ им. Салтыкова-Щедрина № 667/ 662, лист 32 оборот) открывается строго симметрич-
ной мелодической волной: пример 4 а. б. в. |
Можно назвать и великого астронома И.Кеплера (1571-1630), который в своей книге «Гармония мира» (1619) представил музыкальные символы планет в виде идеально симметричных зеркальных «мотивов»: пример 5.
Перечень примеров на зеркальность такого типа можно завершить темой финала Девятой симфонии Л.Бетховена, основанной на том же самом принципе.
Исходя из анализа структуры фраз приведенных музыкальных образцов, можно с уверенностью заключить, что, во-первых, генезис ракохода безусловно связан с инверсией на том этапе развития музыкальной технологии, когда они существовали неразрывно (XII-XIII вв.); во-вторых, подобные зеркальные построения, совмещающие инверсию и ракоход, не исчезли вместе с эстетикой средневековья, а продолжают существовать в музыкальной практике последующих эпох от Бетховена вплоть до современности (см. фрагмент первой части "Трех маленьких литургий" О.Мессиана (147,194)).
СИММЕТРИЯ В МУЗЫКЕ И ЗЕРКАЛЬНОСТЬ НОТНОГО ТЕКСТА
Эти примеры иллюстрируют одну из сторон проявления симметрии в музыке. Воплощение в искусстве законов симметрии имеет много аспектов, которые неоднократно привлекали внимание музыковедов. Можно назвать диссертации Л.Александровой (3), И.Барановой (6), С.Гончаренко (34,35), Б.Каракулова (58), С.Шипа
/164 165), статьи В.Бобровского (14), В.Холоповой (150), Ю.Хо-лопова (149) и др. только за последние два десятилетия.
В данном очерке нас интересуют определенные стороны этой проблемы, связанные только с одним из типов симметрии - зеркальной симметрией инверсии и ракохода как наименее присущих временной природе музыки. Она освещается в книге С.Гончаренко на материале формообразования в творчестве композиторов XIX и первой половины XX века. Однако автор отмечает, что «в монографии не рассматривается предыстория концепции обратимости, хотя её роль в музыке средневековья, Возрождения и барокко весьма значительна» (35, 5). Задача очерка - попытка восполнить этот пробел и рассказать о наиболее известных художественных образцах, в основе которых лежит ракоходный принцип преобразования исходного музыкального материала.
Проявление в музыке черт симметрии, как и в других видах искусства и науки, в окружающей природе и мироздании, - выступает в качестве универсального закона гармонии. Союз музыки и математики существовал на протяжении многих веков. Он заложен в систему европейского образования, включающую музыку в математический квадривиум. Посредством этого единого и повторяющегося процесса обучения математический аппарат становился органичным элементом музыкального мышления композиторов, что и послужило основанием математику Г.В.Лейбницу дать следующее определение: «Музыка есть арифметическое упражнение души, которая исчисляет себя, не зная об этом» (163,197). Известно, что математика и музыка равно входили в сферу творческих интересов и деятельности Дж.Данстейбла и Й.Окегема. Математикой и философией увлекался Я.Обрехт. С другой стороны, прославленный учёным, математикам и астрономам, какими были И.Кеплер и М.Мерсенн, близок язык музыки, который они использовали в своих научных трактатах наряду с математическим языком. Отто Бенеш пишет о «Гармонии мира», самом известном астрономическом трактате И.Кеплера: «Гармонию сфер он привёл в соотношение с гармоническими звуками и выразил в нотных знаках... мелодии, связанные с различными планетами» (7,187).
Символика чисел, заранее заданные параметры пропорциональных соотношений голосов, разделов, частей произведения играли заметную роль в практической композиции. В статье Вл.Протопопова «Проблемы формы в полифонических произведениях строгого стиля» упоминается о музыковедческих изысканиях М. ван Кревела и М.Хенце в сфере числовой символики и
математических схем и делается важное заключение: «Разумеется, игнорировать эти приёмы старых мастеров мы не вправе, но надо видеть подчиненное их значение по отношению к общевыразительному характеру музыки... Слушатель и не догадывался о технической сложности композиции» (106,259-260). Подобные математические «модели» выполняли в музыкальном произведении функции структурообразующих элементов, подобно квадратному восьмитактовому периоду повторного строения в эпоху классицизма. В искусстве XX века наблюдается ренессанс «математической» музыки в творчестве А.Веберна, Я.Ксенакиса, А.Шнитке и С.Губайдулиной (о математических рядах в её произведениях рассказывается в книге В.Ценовой «Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной» (156)).
Это явление воспринимается вполне естественно, настолько в музыке многое непосредственно связано с законами симметрии, в первую очередь нотная запись: симметрия нотного стана, зеркальная симметрия басового и скрипичного ключей на второй строке сверху и снизу и т.п. Следует подчеркнуть, что симметрия музыкальных фигур рассчитана прежде всего на визуальное, а не слуховое восприятие. С помощью зрения мы постигаем симметрию окружающего мира - от красоты природы до эстетического наслаждения архитектурными ансамблями. Архитектура в наибольшей степени, чем какой-либо другой вид искусства, основана на принципах зеркальной симметрии. Помня формулу, что архитектура - это застывшая музыка, а, следовательно, музыка - «текучая», подвижная архитектура, нельзя не учитывать два способа существования музыкального произведения в пространстве музыкальной культуры: слухового - в звучащем исполнении и визуального, статичного - в нотной записи (об этом более детально в очерке об аудиовизуальности).
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей