ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И «ЗАЗЕРКАЛЬЕ» ЗАГАДОЧНОГО КАНОНА АРНОЛЬДА ШЁНБЕРГА
«Один среди зеркал в ограде отражений...» Арсений Тарковский
Трудно найти в искусстве иную форму, чем зеркально-рако-ходный (или вдвойне-обратимый) канон, где бы сплетались воедино законы симметрии и эстетика абсурда, а подвидом забавной музыкальной шутки скрывались бы глубинные тайны композиторского мастерства. Таким предстает перед нами двойной Spiegelkanon для 4-х голосов в старинных ключах А.Шёнберга, написанный в 1922г. Точнее он должен называться Spiegelkrebskanon, так как его вторая половина представляет собой ракоходную инверсию первой. Пример 64
Совсем не случайно создатель революционной системы композиции XX века - додекафонии - обратился к редкостной и наиболее изощрённой технике нидерландской полифонии. Открытые ими четыре музыкально-математические операции с cantus-firmus'oм: прямое движение, инверсия, ракоход и ракоходная инверсия соответствуют четырём обязательным вариантам трансформации музыкальных текстов в системе зеркальной симметрии шён-берговской концепции. Поэтому американский музыковед Р.Л.Тодд имел основание рассматривать их в мессах Я.Обрехта как «сериализм» того времени (219, 50).
Появление канона Шёнберга красноречиво свидетельствует о возрождении эстетических взглядов нидерландцев на музыку как вычисляемое искусство. Размышляя в конце жизни о соотношении эмоционального и рассудочного в композиторском творчестве, Шёнберг цитирует свой канон в качестве одного из аргументов. В статье с показательным названием «Сердце и мозг в музыке» (Нью-Йорк, 1950) он пишет о необходимости «умственной гимнастики» и ссылается на «ленивого по натуре Брамса», отдыхающего в Венском лесу за сочинением загадочных канонов, над расшифровкой которых приходилось проводить по несколько часов. Приняв решение обратиться к «трудным типам канонов», чтобы испытать себя, Шёнберг с юмором описывает процесс создания своего канона. Композитор иронизирует: «Некоторым приходится много трудиться, как в случае с нижеследующим примером. Пожалуй, этот зеркальный канон стоил таких тяжких усилий потому, что моё сердце отказывалось сотрудничать. Хотя цель подобной «вещи»» вовсе не музыка, а лишь гимнастика, всё же она - необходима...» (216, 199). В подтверждение он замечает, что затратил менее часа на сочинение уже художественного зеркального канона для струнного квартета Пример 65 (См на след. стр.). Завершается статья цитатой из О.Бальзака, который тоже считал - всё, что расширяет науку, обогащает и искусство, и серьезно интересовался работой мозга и физиологией эмоций: «Das Herz muss dem Kopf nahegeruckt sein» («Сердце и голова должны быть едины») (216, 206).
Многовековая практика «упражнений» в мастерстве - сочинении загадочных канонов, в большинстве ракоходных и зеркаль-но-ракоходных, «проросла» в нашем столетии всеобщим феноменом ретропроцессуальности.
С.Гончаренко, автор признанной научной концепции обратимости (монография «Зеркальная симметрия в музыке») делает следующее обобщение: «Оба явления: ракоходно-симметричные фор-
мы и серийная техника - вписываются в комплекс проблем, создающих особую ауру культуры XX века. Это, прежде всего, общий для науки и искусства интерес к «проблеме зеркала» в её философ-ско-мировоззренческом и художественном значении, к физическим законам симметрии в микро- и макромире, к обратимости времени и пространства, их «взаимопревращаемости» (34,63-64).
Зеркало - одна из древнейших и вечных метафор мирового искусства. Она воплощает глубинную потребность человека в симметрии как доминантной составляющей чувства прекрасного и способ отражения себя во внешнем мире. Мифы о Нарциссе и нимфе. Эхо - олицетворение визуальной и аудиосимметрии. «Отражению» в музыке соответствуют или инверсия (горизонтальная ось симметрии), или ракоход (ось вертикальная). Последний служит формообразующим принципом музыкальных и поэтических палиндромов или ракоходных канонов.
Редчайший пример абсолютной зеркальности вдвойне-обратимого канона мы находим в «Учебнике композиции» А.Андре (182, 239) Пример 66.
Парадоксальность и метафоричность афоризма Т.Адорно о ракоходе как антивремени для временного анизотропного искусства, каким является музыка, значительно померкла в свете экспериментального подтверждения теории относительности - получения физиками нескольких реальных античастиц атомов антиводорода. Ракоходная инверсия канона Шёнберга образует подобную симметрию антимира в квазипространстве нотной записи. При наличии не одной, а двух осей симметрии (проще говоря, не только «задом наперёд», но «вверх ногами») вторая половина этого канона предстаёт уже не зеркалом, а «Зазеркальем» первоначального соединения.
Если искать аналоги этого приёма в литературе, то им будет уже не палиндром, как для ракохода, а, скорее, Алисин «Бармаг-лот»-«Jabberwocky» из Зазеркалья математика Л.Кэрролла. Общеизвестные абсурдные стихи
«Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве»...
И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове»
(В пер. Н. Демуровой)
набраны ещё и «зеркальными» буквами, так что прочесть их можно только с помощью зеркала (первая ось симметрии - пространственная). Но, прочтя стихотворение, необходимо теперь понять его смысл, сделать «перевод» с абсурдного (вторая ось симметрии -логическая), потому что по утверждению М.Гарднера «Юмор абсурда Кэрролла строится на логической инверсии» (27,86).
Считается, что «утверждение, являющееся абсурдом в данной системе, может в определённых случаях иметь смысл в другой» (139, 15). На наш взгляд, алогизм абсурдных стихов в жанрах детской
литературы основан на противопоставлении логике взрослого мышления как иной системы. Следует предположить, что и форма зеркально-ракоходного канона, сочетающего «антивремя» и «квазипространство», воспринимается композиторами не только рассудочной операцией, попыткой найти «философский камень» искусства, но и выходом в другое музыкальное измерение. Вспомним в связи с этим замедленное, как бы релятивное, ощущение продолжительности звучания своих произведений А.Веберном по сравнению с реальным.
Не случайно знак обращения в музыке - группетто, восьмёрка - является одновременно символом бесконечности в математике. Он часто обыгрывается, в гравюрах М. Эшера: «Лебеди», «Лента Мёбиуса», «Водоворот» и др. К «магии» этого знака обращается Ю.Холопов для зашифровки, реканонизации второй части Вариаций А.Веберна ор. 27 (148,156).
Если знак инверсии - со, ракохода - 8, то их сочетание по горизонтали и вертикали образует новый знак, соответствующий ра-коходной инверсии и тоже совпадающий с древней символикой.
В отличие от канона ААндре, написанного по законам аксиальной (осевой) симметрии, ракоходная инверсия канона Шёнберга осуществляется в соответствии с центральной симметрией, где центром всего становится точка - нота «си» малой октавы (тт.10-11). Это напоминает «зеркальную» игру - калейдоскоп, в которой зеркальные пластины расположены под углом друг к другу.
Принцип калейдоскопа, положенный Шёнбергом в основу «конструкции» своего канона, выглядит яснее, если пронумерованные нотные строки представить в виде схемы:
При желании можно продолжить эту игру за счет новых комбинаций голосов, не использованных Шёнбергом, как бы поворачивая («встряхивая») калейдоскоп вокруг своей оси.
Любопытно, что Шёнберг, придерживаясь традиции старых мастеров (наглядное свидетельство тому - ключи «до»), зашифровал в музыкальном тексте несколько таких ребусов-игр.
Первая загадка этого канона напоминает принцип «матрёшки», скрывающей внутри себя фигуры меньшего объёма. В дей-
ствительности он состоит из нескольких самостоятельных канонов: пропорционального, имитационного, двойного и зеркально-ракоходного. Верхняя пара образует двухголосный пропорциональный канон в квинту, причём ритмическое увеличение в первом голосе с такта 3 переходит во второй голос (тт. 1-3 и тт.3-5). Нижняя пара - каноническая имитация в кварту (тт. 1-5) с вертикальной перестановкой голосов при Iv = -7 (тт.6-10). Обе пары голосов образуют двойной канон (тт. 1-5) и его производное соединение в вертикально-подвижном контрапункте Iv = -14 (тт. 6-10). И, наконец, вторая часть - ракоходная инверсия всей первой половины канона (тт. 11-20). В истории полифонии это один из сложнейших канонов, своеобразная «микроэнциклопедия» канонической техники.
Шёнберг спрятал в нём ещё один шифр - буквенный. Если записать начальные звуки канона буквами, то окажется, что перед нами музыкальный алфавит или азбука музыки в прямом и переносном смысле (в старинной нотной записи буква «В» обозначала и теперешний «си»бемоль - бэ-моль и просто «си» - бэ-кар):
ABC
DEF
D-
А-А G-A
Последовательность букв ABCDEF образует гексахорд ут-ре-ми-фа-соль-ля, который лег в основу десятков месс и полифонических сочинений, в том числе и цитированного канона из Новой табулатуры С. Шейдта, - и может считаться пратемой полифонии строгого стиля.
Весь канон представляется нам кратким конспектом музыкальных технологий, полифонических приёмов письма, зашифрованных в виде загадки-шутки Мастера. И композиторам, и музыке необходимы подобные загадочные каноны как записные книжки и дневники поэтам и писателям. Это - творческая лаборатория автора, которая наряду с художественными произведениями, представляет самостоятельную историческую и научную ценность. Канон Шёнберга оказывается символическим связующим звеном между прошлым и современностью, убедительно свидетельствуя о глубинной преемственности традиций и новаторства.
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей