ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ И «ЗАЗЕРКАЛЬЕ» ЗАГАДОЧНОГО КАНОНА АРНОЛЬДА ШЁНБЕРГА

«Один среди зеркал в ограде отражений...» Арсений Тарковский

Трудно найти в искусстве иную форму, чем зеркально-рако-ходный (или вдвойне-обратимый) канон, где бы сплетались вое­дино законы симметрии и эстетика абсурда, а подвидом забавной музыкальной шутки скрывались бы глубинные тайны компози­торского мастерства. Таким предстает перед нами двойной Spiegelkanon для 4-х голосов в старинных ключах А.Шёнберга, написанный в 1922г. Точнее он должен называться Spiegelkrebskanon, так как его вторая половина представляет со­бой ракоходную инверсию первой. Пример 64


Совсем не случайно создатель революционной системы ком­позиции XX века - додекафонии - обратился к редкостной и наи­более изощрённой технике нидерландской полифонии. Открытые ими четыре музыкально-математические операции с cantus-firmus'oм: прямое движение, инверсия, ракоход и ракоходная ин­версия соответствуют четырём обязательным вариантам трансфор­мации музыкальных текстов в системе зеркальной симметрии шён-берговской концепции. Поэтому американский музыковед Р.Л.Тодд имел основание рассматривать их в мессах Я.Обрехта как «сериализм» того времени (219, 50).

Появление канона Шёнберга красноречиво свидетельствует о возрождении эстетических взглядов нидерландцев на музыку как вычисляемое искусство. Размышляя в конце жизни о соотношении эмоционального и рассудочного в композиторском творчестве, Шёнберг цитирует свой канон в качестве одного из аргументов. В статье с показательным названием «Сердце и мозг в музыке» (Нью-Йорк, 1950) он пишет о необходимости «умственной гимнастики» и ссылается на «ленивого по натуре Брамса», отдыхающего в Венс­ком лесу за сочинением загадочных канонов, над расшифровкой которых приходилось проводить по несколько часов. Приняв ре­шение обратиться к «трудным типам канонов», чтобы испытать себя, Шёнберг с юмором описывает процесс создания своего канона. Композитор иронизирует: «Некоторым приходится много трудить­ся, как в случае с нижеследующим примером. Пожалуй, этот зер­кальный канон стоил таких тяжких усилий потому, что моё сердце отказывалось сотрудничать. Хотя цель подобной «вещи»» вовсе не музыка, а лишь гимнастика, всё же она - необходима...» (216, 199). В подтверждение он замечает, что затратил менее часа на сочине­ние уже художественного зеркального канона для струнного квар­тета Пример 65 (См на след. стр.). Завершается статья цитатой из О.Бальзака, который тоже считал - всё, что расширяет науку, обо­гащает и искусство, и серьезно интересовался работой мозга и фи­зиологией эмоций: «Das Herz muss dem Kopf nahegeruckt sein» («Сер­дце и голова должны быть едины») (216, 206).

 

Многовековая практика «упражнений» в мастерстве - сочине­нии загадочных канонов, в большинстве ракоходных и зеркаль-но-ракоходных, «проросла» в нашем столетии всеобщим феноме­ном ретропроцессуальности.

С.Гончаренко, автор признанной научной концепции обрати­мости (монография «Зеркальная симметрия в музыке») делает сле­дующее обобщение: «Оба явления: ракоходно-симметричные фор-


мы и серийная техника - вписываются в комплекс проблем, созда­ющих особую ауру культуры XX века. Это, прежде всего, общий для науки и искусства интерес к «проблеме зеркала» в её философ-ско-мировоззренческом и художественном значении, к физическим законам симметрии в микро- и макромире, к обратимости време­ни и пространства, их «взаимопревращаемости» (34,63-64).


Зеркало - одна из древнейших и вечных метафор мирового ис­кусства. Она воплощает глубинную потребность человека в сим­метрии как доминантной составляющей чувства прекрасного и способ отражения себя во внешнем мире. Мифы о Нарциссе и ним­фе. Эхо - олицетворение визуальной и аудиосимметрии. «Отраже­нию» в музыке соответствуют или инверсия (горизонтальная ось симметрии), или ракоход (ось вертикальная). Последний служит формообразующим принципом музыкальных и поэтических па­линдромов или ракоходных канонов.

Редчайший пример абсолютной зеркальности вдвойне-обрати­мого канона мы находим в «Учебнике композиции» А.Андре (182, 239) Пример 66.


 

Пересекающиеся оси симметрии видимы в нём особенно ясно. По аналогии с поэтическими палиндромами его можно отнести к разряду совершенных.

Парадоксальность и метафоричность афоризма Т.Адорно о ракоходе как антивремени для временного анизотропного искус­ства, каким является музыка, значительно померкла в свете экспе­риментального подтверждения теории относительности - получе­ния физиками нескольких реальных античастиц атомов антиво­дорода. Ракоходная инверсия канона Шёнберга образует подоб­ную симметрию антимира в квазипространстве нотной записи. При наличии не одной, а двух осей симметрии (проще говоря, не толь­ко «задом наперёд», но «вверх ногами») вторая половина этого канона предстаёт уже не зеркалом, а «Зазеркальем» первоначаль­ного соединения.

 

Если искать аналоги этого приёма в литературе, то им будет уже не палиндром, как для ракохода, а, скорее, Алисин «Бармаг-лот»-«Jabberwocky» из Зазеркалья математика Л.Кэрролла. Об­щеизвестные абсурдные стихи

«Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве»...

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове»

(В пер. Н. Демуровой)

набраны ещё и «зеркальными» буквами, так что прочесть их можно только с помощью зеркала (первая ось симметрии - простран­ственная). Но, прочтя стихотворение, необходимо теперь понять его смысл, сделать «перевод» с абсурдного (вторая ось симметрии -логическая), потому что по утверждению М.Гарднера «Юмор аб­сурда Кэрролла строится на логической инверсии» (27,86).

Считается, что «утверждение, являющееся абсурдом в данной системе, может в определённых случаях иметь смысл в другой» (139, 15). На наш взгляд, алогизм абсурдных стихов в жанрах детской


литературы основан на противопоставлении логике взрослого мышления как иной системы. Следует предположить, что и форма зеркально-ракоходного канона, сочетающего «антивремя» и «ква­зипространство», воспринимается композиторами не только рас­судочной операцией, попыткой найти «философский камень» ис­кусства, но и выходом в другое музыкальное измерение. Вспомним в связи с этим замедленное, как бы релятивное, ощущение продол­жительности звучания своих произведений А.Веберном по срав­нению с реальным.

Не случайно знак обращения в музыке - группетто, восьмёрка - является одновременно символом бесконечности в математике. Он часто обыгрывается, в гравюрах М. Эшера: «Лебеди», «Лента Мёбиуса», «Водоворот» и др. К «магии» этого знака обращается Ю.Холопов для зашифровки, реканонизации второй части Вари­аций А.Веберна ор. 27 (148,156).

Если знак инверсии - со, ракохода - 8, то их сочетание по гори­зонтали и вертикали образует новый знак, соответствующий ра-коходной инверсии и тоже совпадающий с древней символикой.

В отличие от канона ААндре, написанного по законам акси­альной (осевой) симметрии, ракоходная инверсия канона Шёнбер­га осуществляется в соответствии с центральной симметрией, где центром всего становится точка - нота «си» малой октавы (тт.10-11). Это напоминает «зеркальную» игру - калейдоскоп, в которой зеркальные пластины расположены под углом друг к другу.

Принцип калейдоскопа, положенный Шёнбергом в основу «конструкции» своего канона, выглядит яснее, если пронумеро­ванные нотные строки представить в виде схемы:

При желании можно продолжить эту игру за счет новых ком­бинаций голосов, не использованных Шёнбергом, как бы повора­чивая («встряхивая») калейдоскоп вокруг своей оси.

Любопытно, что Шёнберг, придерживаясь традиции старых мастеров (наглядное свидетельство тому - ключи «до»), зашифро­вал в музыкальном тексте несколько таких ребусов-игр.

Первая загадка этого канона напоминает принцип «матрёш­ки», скрывающей внутри себя фигуры меньшего объёма. В дей-

ствительности он состоит из нескольких самостоятельных кано­нов: пропорционального, имитационного, двойного и зеркально-ракоходного. Верхняя пара образует двухголосный пропорцио­нальный канон в квинту, причём ритмическое увеличение в пер­вом голосе с такта 3 переходит во второй голос (тт. 1-3 и тт.3-5). Нижняя пара - каноническая имитация в кварту (тт. 1-5) с верти­кальной перестановкой голосов при Iv = -7 (тт.6-10). Обе пары голосов образуют двойной канон (тт. 1-5) и его производное со­единение в вертикально-подвижном контрапункте Iv = -14 (тт. 6-10). И, наконец, вторая часть - ракоходная инверсия всей первой половины канона (тт. 11-20). В истории полифонии это один из сложнейших канонов, своеобразная «микроэнциклопедия» кано­нической техники.

Шёнберг спрятал в нём ещё один шифр - буквенный. Если за­писать начальные звуки канона буквами, то окажется, что перед нами музыкальный алфавит или азбука музыки в прямом и пере­носном смысле (в старинной нотной записи буква «В» обозначала и теперешний «си»бемоль - бэ-моль и просто «си» - бэ-кар):

ABC

DEF

D-

А-А G-A

Последовательность букв ABCDEF образует гексахорд ут-ре-ми-фа-соль-ля, который лег в основу десятков месс и полифони­ческих сочинений, в том числе и цитированного канона из Новой табулатуры С. Шейдта, - и может считаться пратемой полифонии строгого стиля.

Весь канон представляется нам кратким конспектом музыкаль­ных технологий, полифонических приёмов письма, зашифрован­ных в виде загадки-шутки Мастера. И композиторам, и музыке необходимы подобные загадочные каноны как записные книжки и дневники поэтам и писателям. Это - творческая лаборатория автора, которая наряду с художественными произведениями, пред­ставляет самостоятельную историческую и научную ценность. Канон Шёнберга оказывается символическим связующим звеном между прошлым и современностью, убедительно свидетельствуя о глубинной преемственности традиций и новаторства.

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей