ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

РАКОХОД И ПРОБЛЕМЫ СИММЕТРИИ

 

РАКОХОДНЫЙ КАНОН ИЗ «МУЗЫКАЛЬНОГО

ПРИНОШЕНИЯ»И.С.БАХАКАК СИМВОЛ НОВОЙ

СИММЕТРИИ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ XX ВЕКА

«Музыкальное приношение» Баха по воле истории оказалось бесценным даром не только и не столько прусскому королю Фрид­риху II. сколько всему искусству XX века. Баховское послание в будущее воплотилось в современных формах многочисленных ричеркаров и трио-сонат мощного стилевого течения нашего сто­летия - необарокко. Ещё точнее, необахианами, назвал свои про­изведения бразилец Э.Вила Лобос. Новаторская инструментовка шестиголосного ричеркара, осуществлённая А.Веберном, положи­ла начало музыкальному пуантилизму. А произвольный, вернее, неустановленный порядок следования номеров в этом цикле и су­ществование нескольких равнозначных расшифровок партий continue и бесконечных канонов оказались близки алеаторичес­кой многовариантности современной музыки.

Уникальный ракоходный канон из баховского сборника (BWV 1073, 3 а) можно с полным основанием назвать музыкальной эмб­лемой литературы и искусства XX века, символом многих магист­ральных новаций, прежде всего додекафонии, впервые утвердив­шей ракоход и ракоходную инверсию в качестве обязательных музыкально-технологических операций.

Формы ракоходного канона, подобные баховскому, встреча­ются в музыке нашего времени повсеместно и не только в серий­ности, например, в главной теме Концерта для скрипки К.Карае­ва, в репризе первой части Диптиха для квинтета духовых А.Ру-дянского, а также в многочисленных фугах П.Хиндемита, Р.Щед­рина, А.Костина, В.Бибика, М.Скорика и др.

В ракоходном каноне метафорически воплощена идея новой симметрии XX века, сформулированная физиками после Нобелев­ского открытия античастиц Ли и Янгом, - возвратно симметрич­ных и с обратным движением процессов. В результате именно такого, то есть ракоходного, движения на уровне технологии в музыке создаётся невидимая зеркальность и неслышимая реприз-ность новой симметрии музыкальной формы.

Если записать ракоходный канон Баха не в одноголосную линию, как в автографе, а двухголосно - только первоначаль­ное соединение, - то, поставив в конце нотной строки зеркало, мы сможем увидеть «Зазеркалье» этого музыкального «антими­ра». Его схематическое изображение в виде пары синусоид или ленты Мёбиуса напоминает гравюры художника-симметриста


М.Эшера: «Лебеди», «Всадники», «Водовороты» (см. обложку), «Ленты Мёбиуса» I и II и "Magic mirror", где практически вос­произведена указанная схема.

В образованном таким способом производном соединении ра-коходного канона, время как бы поворачивает вспять: сильные доли становятся слабыми и наоборотоэтому зеркальное про­странство нотного листа, образованное производным соединени­ем ракоходного контрапункта, превращается в реальном звуча­нии в совершенно новую музыку, а ракоходное воспроизведение экспозиции в неузнаваемую репризу. Происходит это оттого, что законы пространственной симметрии реализуются в формах вре­менного музыкального искусства, по природе своей метрически анизотропного.

 

«Время больше пространства. Пространство - вещь.

Время же, в сущности, мысль о вещи», -

 

сформулировал И.Бродский в «Колыбельной трескового мыса». Ещё парадоксальнее выразился Т.Адорно: «Кребс - это антивремя».

Долгие столетия музыкальный «антимир» ракоходной техно­логии в силу её метроритмической специфики делал практически невозможным применение диссонансов, как в эпоху строгого, так и свободного стилей. В своём ракоходном каноне Бах первым су­мел с блеском разрешить, в прямом и переносном смысле слова, проблему диссонансов на сильном и слабом времени, о чём свиде­тельствуют секунды и септимы в тактах 4-6. Для преодоления по­добного «сопротивления материала» требовалось не только вы­сокое мастерство композитора, но и его новаторское предвидение будущего. Когда в XX веке завершился процесс эмансипации дис­сонансов, именно ракоходно-симметричные структуры, пусть и не слышимые, но, вероятно, ощущаемые композиторами на уровне подсознания как симметричные, стали повсеместными. Так офор­млены первая и заключительная части «Священного песнопения» И.Стравинского, пролог и эпилог «Траурной музыки памяти Б.Бартока» В.Лютославского, фуги-палиндромы П.Хиндемита, А.Костина и множество других произведений.

В литературе XX века первым почувствовал эту тенденцию Т.Манн, в 1901г. упомянув о ракоходной фуге в раннем романе «Будденброки», а в 1947г. изложив музыкально-эстетическую сис­тему А.Шёнберга в «Докторе Фаустусе».

Выглядит закономерным и возрождение палиндрома - поэти­ческого аналога ракохода - в творчестве В.Хлебникова (Перевер­тень «Кони. Топот. Инок» и поэма «Разин») и В.Брюсова («Опы­ты по метрике и ритмике..., «Я око покоя» и др. стихотворения). Интерес к палиндромам испытывали крупнейшие писатели на-

шего столетия от Джжойса до X. Кортасара. Как литературный курьёз существуют даже повести-палиндромы. («Доктор Окворд и Олсон в Осло» Л.Левина).

Среди современных имён следует назвать поэта и музыканта А.Бубнова - автора исследования «Типология палиндрома» (Курск, 1995) и великолепных образцов этой формы (сборник «А лира дарила». Инициатором творческого конкурса 90-х годов «Зо­лотой ракоход» стал другой поэт - В.Рыбинский, книга палинд­ромов которого «СолоГолоС» издана в Туле в 1998г.

Внешними факторами воздействия, активизировавшими ин­терес к симметричным поэтическим формам, безусловно, стали два «зеркальных» года XX века - 1961 и 1991. На них приходит­ся большинство сочиненных произведений. Так было и в бахов-ское время: 1691 годом датированы палиндромы И.Тайле и И.Ве-личковского.

Как художественный принцип организации материала и тех­нология XX века, ракоход распространяется, прежде всего, в но­вых видах искусства, рожденных научно-техническим прогрессом (изобретением автомобиля и кино). В кино и на телевидении дви­жение ленты в обратную сторону составляет особый выразитель­ный приём (немое кино, «Пёс Барбос...» Л.Гайдая, киноопыты С.Сокурова, видеоряд клипа «Назад к невинности» группы «Эниг-ма» и т.д.). В кадрах крушения поездов или столкновения автомо­билей применяют комбинированную обратную киносъёмку с из­менением направления движения (машины или поезда ставят сна­чала в положение столкнувшихся, после чего они разъезжаются).

Подобные возможности звукозаписи реализованы в конкрет­ной музыке, в «Renascence» современного композитора из США Дж. Крамера сочетание прямого и возвратного вариантов партии кларнета и магнитофона образует, вероятно, самый продолжитель­ный из современных двухголосных ракоходных канонов, звуча­щий 11 минут.

 

Нобелевской премии 1990 года по химии было удостоено от­крытие ретросинтеза - процесса, обратного синтезу, но не тожде­ственного анализу, применяемому в биотехнологиях и фармацев­тике. При расшифровке рукописей старинных партесных концер­тов используется тот же обратный порядок операций, что и при составлении компьютерных программ. Кстати, и сами компьюте­ры могут сочинять осмысленные палиндромы: «Манит Икара тело-полет. .. А раки тинам!»


Перечисленные примеры наглядно демонстрируют общность поисков искусства, науки и техники XX века, обусловленную отра­жением некоторых фундаментальных законов симметрии, получив­ших возможность осмысления только в нашем столетии. Как афо­ристично выразился Э.Варез «Наука - это поэзия современнос­ти" 181,131). Естественно думать, что с ее помощью и ракоход или «задний ход», практически отсутствующий в природе кроме пре­словутых крабов и раков, но свободно применяемый в технике, впер­вые в истории реализовался в качестве полноправного художествен­ного принципа. Новая симметрия ракоходных форм в музыкаль­ном искусстве воплощает в себе современное понимание синтеза математического расчета и творческой свободы, которыми всегда отличалось высокое мастерство контрапункта в музыке Баха.

Новые литературные жанры, такие как фантастика, тоже не мог­ли не использовать модели ретропроцессов в сюжетах о «машине времени», регрессии и временных парадоксах. В рассказе Д. Киза в форме дневника повествуется о научном эксперименте nag умствен­но отсталом парне, который на короткое время становиться гени­ем, но потом деградирует до первоначального состояния. Элджер­нон - белая мышь - тоже участник неудачного опыта по усилению интеллекта, непосредственный предшественник героя. Формула рассказа: прогрессия - регрессия, представляет собой палиндром.

Точный аналог ракоходному канону можно найти в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где пер­сонаж с красноречивым именем Янус Полуэктович* существует как А-Янус и У-Янус в двух временных потоках: из прошлого в будущее и из будущего в прошлое.**

Структура баховского канона дважды воплощена в произве­дениях аргентинского писателя Хулио Кортасара (1914-1984). Им с успехом была реализована «мысль написать рассказ, точно со­ответствующий течению музыки» (66, 223). В «Клоне» Х.Корта­сар буквально следовал строению «Музыкального приношения» Баха. Писатель поместил ракоходный канон, образованный дву­мя внутренними монологами Паолы и Лючо, в точку «золотого сечения». Он расположен в тексте непосредственно перед фразой

* - Двуликий Янус - римское божество, бог всех начал, входов и выходов, лица которого смотрят в прошлое и будущее. 9 января отмечается его праздник агонии ( агон - соревнование, агония - переход к смерти).

** - Здесь мы тоже встречаемся с особым дискретным типом ракоходного процесса (единица измерения - сутки, в полночь совершается переход в пре­дыдущий день) . О нём применительно к музыке см. книги С.Гончаренко.

 

«Chercher la femme» - «Ищите женщину», открывающей следую­щий раздел, эквивалентный баховскому загадочному канону «Quaerendo et invenietis» - «Ищите и обрящете», «Ищите и найдё­те» из Библии (66, 218).

Рассказ Х.Кортасара «Дальняя», наполненный сложной и тонкой психологической атмосферой, можно уподобить перво­начальному соединению ракоходного канона. В дневнике арген­тинской красавицы Коры Оливе описываются мучительные ви­дения во снах и наяву, связанные с какой-то уличной нищенкой из какого-то Будапешта. Она стоит на мосту, ей холодно, пло­хо, и снег забивается в рваные туфли. Благополучная Кора бе­зуспешно борется с этим наваждением и, чтобы победить его, избирает местом своего свадебного путешествия далёкий Буда­пешт. Она спешит на мост, где на его середине её ждёт оборван­ная женщина. «Без страха, наконец-то обретя свободу, Кора подошла.. они обнялись...» «Ей показалось, что одна из них тихонько плачет. Наверное, она сама: она чувствовала, что щёки у неё влажные, и одна скула болит, словно от удара. И шея бо­лит, и внезапная боль в плечах, ссутулившихся от бессчётных мук. Открыв глаза (может быть, она уже кричала), она увидела, что рассталась с тою. Тут она и впрямь закричала. От холода, оттого, что снег забивался ей в дырявые туфли, оттого, что по мосту шла к площади, всё удаляясь, Кора Оливе, такая красивая в сером английском костюме, её волосы немного растрепало вет­ром, и она шла, не оборачиваясь и всё удаляясь» (66, 19).

Перед нами образец разомкнутой, открытой художественной формы. После обмена судьбами между обеими женщинами чита­тель волен сам домыслить продолжение рассказа тем же способом, каким мы получили производное соединение баховского ракоход­ного канона- с помощью воображаемого зеркала. Автор намека­ет на это, помещая в текст упражнения Коры в сочинении палинд­ромов: бармен нем раб; пил вино он и влип и др. (в переводе А.Косс даются их русские аналоги), а также выбором места совершения перехода - моста, имеющего метафорический смысл.

Интересно, что В.Брюсов ещё в 1902 г. несколько по-иному воплотил подобный сюжет в форме бесконечного ракоходного канона. Его рассказ «В зеркале» повествует о борьбе реальной женщины и её отражения за право на существование. Любопыт­ным является то обстоятельство, что переход из Зазеркалья в ре­альность и наоборот совершается провидчески, в соответствии с физической симметрией мира и «антимира», установленной только в 50-е гг. XX века: «Холод стекла проник в моё тело с ужасаю­щей болью, словно все атомы моего существа переменили своё вза­имоотношение». (20, 55)

Об универсальности ракоходного принципа композиции в ли­тературе и искусстве свидетельствует красноречивая деталь, о ко­торой сообщает биограф Дженнона: «Одна из его лучших песен была создана после того, как Йоко сыграла ему «Лунную сонату». «Если бы ты смогла проиграть её в обратную сторону..., я бы сде­лал из этого песню». И он написал такую совместно с Полом Мак­картни. В примечании уточняется: «Речь идёт о песне «Because» («Почему») из альбома «Abbey Road» (65,197).

Но гораздо раньше подобный эксперимент не в воображении, а в реальности - игру назад по нотам в зеркале - проделывал в своих лекциях физик Эрнст Мах с бетховенской пьесой «К Элизе». В рассказе нидерландского писателя Харри Мулиша с символи­ческим названием «Симметрия» указывается и цель эксперимента - услышать «странную музыку будущего». (91, 105). Поэтому не­удивительно, что именно ракоходный канон Баха как олицетво­рение этой «музыки будущего» был в центре внимания Фестиваля симметрии 1973 года в Смит-колледже (США). В материалах его симпозиума на примере этого канона сформулирован важный вывод, одинаково приложимый к науке и искусству и связанный с двумя неразрывными сторонами изучения симметрии: «с поиск ом правил и мотивов, лежащих в основе существующих узоров симметрии, и отысканием узоровозникающих при повторении мотива по р а з н ы м правилам» (137, 35-36).

Бесконечную притягательность и плодотворность подобных исканий Бах обозначил в загадочных канонах «Музыкального приношения» библейской формулой - «Ищите и обрящете» (по латыни - Quaerendo et invenietis). Помимо этого, он ещё раз за­шифровал в акростихе названия тот же девиз - искать (по-италь­янски - ричеркар): Regis Jussu Cantio Et Reliqua Canonica Arte Resoluta. (Тема, данная повелением короля и прочее, исполненное в каноническом роде).

Их можно воспринимать в качестве баховского завета и нам -очередному поколению его современников. Своими произведени­ями Бах как будто загадал последующим векам творческую за­гадку, но только искусство и литература XX века принялись с вос­хищением разгадывать и расшифровывать её, что привело в ре­зультате к новым художественным открытиям.

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей