ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ТАЙНЫ ЛАБИРИНТОВ И ИСКУССТВО РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА
Многогранный мир искусства, олицетворённый в содружестве Муз, постоянно обнаруживает родственные связи между отдельными видами и формами его воплощения. Общность художественно-эстетических принципов и технологических приёмов, таких, например, как теория аффектов в литературе и музыке барокко или коллаж в современной живописи и музыкальной композиции, способствуют стилевому единству каждой эпохи, и не только. Взаимодействие разных видов искусства и заимствование ими друг у друга приёмов письма создают новые формы художественных произведений.
Закономерно, что и техника ракоходного контрапункта, столь распространённая в музыке XX века, тоже порождена иным искусством - поэзией, в частности, поэтическим палиндромом. Со времени появления в ХIVв. рондо Гийома де Машо музыкальные и стихотворные палиндромы развивались в параллельном сосуществовании. Так, в «Мусикийской грамматике» Дилецкого ра-коходное движение объясняется с помощью фраз-палиндромов, а в более позднем списке его рукописи в качестве образцов, иллюстрирующих эту музыкальную технологию, помещены - анацик-лический стих и буквенный - латинский палиндром.
Освещение различных эстетических аспектов параллелизма поэтических и музыкальных палиндромов содержится в «Лекциях о музыке» А.Веберна, трудах по истории музыки ААмброза и Г.Ри-за, в работах Ю.Холопова, С.Гончаренко и др. Современные стихотворные образцы и их новые разновидности исследуются в «Типологии палиндрома» поэта и музыканта А. Бубнова.
Задача данного очерка заключается в попытке дальнейшего расширения горизонта культурного пространства подобных параллелей и взаимовлияний, обогащающих смежные виды искусства и способствующих более глубокому пониманию в них природы общего и специфического.
Ракоходное движение в музыке, как и его поэтический аналог палиндром, вызывает ассоциации с ещё одной редкостной и таинственной формой - лабиринтом, уходящим своими истоками в миф о Тезее и Минотавре. Главный смысл античного мифа - возвращение тем же путём с помощью нити Ариадны - идеально соответствует именно ракоходному принципу композиции, хотя А.Шёнберг трактует его более обобщённо: «Произведение искус-
ства - это лабиринт, у каждой точки которого знающему известны вход и выход без какой бы то ни было путеводной нити»( 161,266). В свою очередь в этом высказывании отец рако-ходной технологии XX века перефразирует строки немецкого поэта Даниэля Каспера Лоэншейна (1635-1683) из его философского стихотворения «Лабиринт»:
«Что кажется глупцу запутанным, обманным,
То в полной ясности доступно мудрецу.
Для зрячего простор отнюдь не скрыт туманом,
Затмившим солнца свет несчастному слепцу».
Что же такое лабиринт как вид искусства? Античные авторы (Геродот, Диор Страбон) определяют его только в качестве «сооружения со сложным и запутанным планом» и упоминают несколько типов лабиринтов. Среди них - древнейший египетский (около Файюма), датируемый 19 веком до н.э. и насчитывающий 3000 помещений, дворец в Кносе на Крите, построенный по преданию Дедалом для Минотавра, самосский, сооруженный по приказу тирана Поликрата (6 век до н.э.), и италийский в г.Клузий (современный Кьюси), возможно, являющийся гробницей этрусского царя Порсены.(139,520).
Известны лабиринты из камня на берегу Кандалакшского залива Белого моря и на острове Готланд. С ХVIIIв. лабиринт становится принадлежностью садово-парковых ансамблей, таких как уманский парк «Софиевка» в Украине, "Мальборо-мейз" в Бле-неме и Большой лабиринт в поместьи Вобурн в Англии. Они представляют собой огороженные высоким кустарником аллеи со множеством тупиков и запутанных переходов. В последнем в центре помещён восьмигранный павильон в китайском стиле.
Существует и более обобщенная формула Г.Бидерманна: «Лабиринт - определённый род запутанного пути, который в изначальной форме конструировался вокруг оси координат в виде спи-ралеподобных петель или меандров»( 11, 141). Эту дефиницию уже можно соотнести не только с архитектурой, но и с литературой, поэзией и музыкой. А замечание об оси координат всецело соответствует технологии музыкального ра-кохода: вертикальная ось делит произведение на две части
- прямой и ракоходный варианты. В сокращенной записи двухго. лосный ракоходный канон, как известно, обычно записывается в одну строку -«нить», но и исполняется двумя музыкантами одновременно с обоих концов навстречу друг к другу.
Теперь представим себе строение восьмиголосного ракоходного канона У .Бёрда «Diliges Dominum» для двух хоров, в котором каждый голос (S, А,Т, В) первого хора исполняет прямой вариант мелодии, а соответственные группы второго хора - её ракоход. Данная форма канона «восемь в четырёх» (по определению Р.Морриса (206,50) в полной мере соответствует дефиниции лабиринта как «запутанного пути» в этом музыкальном меандре-орнаменте. Напомним, что у И.С. Баха есть опус названный им «Маленьким гармоническим лабиринтом BWV 591, в котором композитор зашифровал блуждания по 12 тональностям, образующим новую для ею времени хроматическую систему темперации.
Автор самых занимательных романов последнего десятилетия профессор структурной лингвистики Умберто Эко в «Заметках на полях «Имени Розы» утверждает: «Мой текст - в сущности история лабиринтов». В дополнение к известным он описывает ещё один тип лабиринта, называя его «маньеристическим»: «В плане это что-то вроде дерева - корни, крона. Такой лабиринт - модель trial-and-erron process»( 169,99). Метод проб и ошибок или по сути та же метафора жизненного пути зашифрованы писателем в сложном устройстве монастырской библиотеки: «Се лабиринт величайший, знак лабиринта мирского. Вход и широк и манит; всякий, кто входит, погиб...». Автор ориентировался при этом на многовековую европейскую традицию.
Не случайно в церквях существовали и продолжают существовать лабиринты в виде мозаичных полов, например, в Шартрском соборе во Франции. Их функции заключались в замене «пути в Иерусалим», который верующие преодолевали в молитве и на коленях вместо настоящего паломничества в Палестину. В Шартре при диаметре лабиринта 12 м длина извилистого пути составляла примерно 200 м, довольно солидное расстояние для коленопреклоненных (11,141).
Применительно к искусству, лабиринт символизирует тернистый «путь познания» или «древо познания», где высокий эстетический и этический смысл заключается в преодолении технических трудностей и творческой радости от победы над ними. Убедительной иллюстрацией этой мысли может служить уже упоминаемое «Гармоническое древо» Иоганна Тайле.
К ранней форме лабиринта в поэзии можно причислить «магический квадрат», имеющий несколько вариантов чтения. В том числе и «бустрофедон» - «путь быка», сочетающий поочерёдно прямое и возвратное движение. Помещаем для сравнения современные образцы этой формы В.Хромова и А.Бубнова
:
В.Хромов
А.Бубнов
Возможно, «живучесть» таких упражнений в поэтическом ремесле от античности до наших дней объясняется их универсально-математической природой, выраженной, как и музыкально-канонические формы, с помощью «треугольных» и «квадратных» чисел. Латинские «квадраты» используются в комбинаторике - разделе математики, посвящённом решению задач выбора и расположения элементов конечного множества в соответствии с заданными параметрами в кибернетике, теории графов и теории чисел. В сфере стихотворчества к таким «запрограммированным» формам можно отнести секстины, реализованные в музыке Э. Кшенеком, «сетевые» стихи Эберхарда Немецкого и «многоприменительный вирш» И.Ве-личковского. Поэт указывает и его второе название - протеус, в котором возможен и ракоходный вариант. Приведём в качестве примера и его лабиринты.
Иоанн величковский /ок.50-х гг. XVII в. - 1701/ из его сб. "Млеко от овцы пастыру належное" Многопремънительный върш - протеус.
Яко ниву рясно плоды украшают, Тако диву красно роды ублажают Нивд рясно плоды украшают яко Диву красно роды ублажают тако
Известны опыты С. Полоцкого в создании стихотворных лабиринтов и фигурных стихов. Одно из таких, в форме звезды, образует дополнительный шифр в центре - имя СИМЕОНЪ, другой очертаниями напоминает сердце (см. иллюстрации к очерку 6).
В литературе и искусстве XX в. практически весь авангард и стиль модерн подпитывались и продолжают подпитываться многими из перечисленных редкостных, но не забытых форм. Искусство хореографии тоже не осталось равнодушно к художественным возможностям этой метафоры и её узорам - меандрам. Существуют балеты «Лабиринт» на музыку Ф.Шуберта (в постановке Л.Мясина), Э.Вареза, Л.Берио (хореография Г.Тетли, Штутгартский балет, 1975). В 1-989г. Московский театр пластической драмы и Г.Мацкявичус осуществили постановку «Лабиринтов» на музыку А.Шнитке.
Вторая ипостась лабиринта как ракохода, движения назад -нашла не только метафорическое, но и буквальное воплощение в пластике современного балета. М. Гарднер, рассуждая о симметрии в искусстве, писал: «Может быть, опытный хореограф сможет даже поставить балет-палиндром билатерально симметричный во времени, который будет выглядеть в кино одинаково, в каком бы направлении ни пускали плёнку» (27,41). Современный американский хореограф Тай Чи специализируется на создании особых движений зеркально-возвратных привычным элементам балетного языка, продолжая поиски в этом направлении Дж.Баланчина.
В 90-е годы М. Барышников и его труппа «Нью-Йорк сити балет» выпустили спектакль «Отражения» на музыку Фортепианного концерта С.Барбера. В его хореографии реализованы именно такие возвратные движения: прыжки назад, особые поддержки, которые вместе с вращениями создавали новый эффект.
Исследователь творчества Х.Л.Борхеса И.Тертерян, описывая его метод, называет предпочтения писателя: «В прозе Борхеса реальное и фантастическое отражаются друг в друге, как в зеркалах, или незаметно перетекают друг в друга, как ходы в лабиринте... Зеркало, лабиринт, сон - эти образы особенно любимы...»(18,13). Сюжеты двух его рассказов непосредственно связаны с данной формой: «Абенхакан эль Бохари, погибший в своём лабиринте» и «Сад расходящихся тропок», который своим названием перекликается с «Hortus musicus» («Садом музыкальным») композитора И. Рейнкена или «Садом божественных песен» Г. Сковороды. Именно эти произведения Борхеса воздействовали на структуру романов У. Эко и «Хазарский словарь» М.Павича. Последний) можно читать как с начала, так и с конца. Ракоходный способ оказывается даже более предпочтительным, так как после ознакомления с эпилогом становится сравнительно понятным запутанный сюжет и конструкция этого романа-лабиринта. М.Павич обозна-
чил на титульном листе мнимый зеркально-ракоходный год издания «Хазарского словаря » - 1691, но он отнюдь не случайно совпал с датой сочинения композитором И.Тайле ракоходного «Гармонического древа», а поэтом И.Величковским его сборника «Млеко от овцы пастыру надежное» со стихотворными палиндромами. В культуре всё взаимосвязано и взаимозависимо. В рассказе Борхеса китайский мудрец Цюй Пэн, создавший книгу-лабиринт пишет: «Оставляю разным (но не всем) будущим временам мой сад расходящихся тропок»(18,90). Так случилось и с техникой рако-хода в музыке XX века, причем не только в серийности, но и в полифонических циклах П.Хиндемита, Р.Щедрина и многих других музыкальных произведениях разных жанров, стран и народов. Именно XX столетие оказалось тем будущим временем, для которого предназначалась и «копилась» на протяжении веков рако-ходная технология во всех её проявлениях - в кино, балете, литературе и музыке.
Эберхард Немецкий и его стихотворный «Laborinthus» (этимология от сл. Labor - труд, а не лабиринт (с,110), (ок. 1250г.)
Стихи сегевые
Святости светлость, Чаянье кротких, Царствия Матерь,
Светлость покоя, Робким водитель, Древо Почета,
Чаянье робким, Целенье убогим Вестница мира,
Кротких водитель, Убогим подмога, Правды Начало,
Царствия древо, Вестница правды, Сладость Благая,
Матерь почёта, Мира начало, Благая,-Восславься!
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей