ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ТАИНСТВА МАСТЕРСТВА
В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКЕ РАКОХОДА
О ЗАГАДОЧНЫХ КАНОНАХ И НАДПИСЯХ
По сравнению с другими музыкально-технологическими приёмами, ракоход вплоть до XX в. редко входил в художественную систему музыкальных произведений, оставаясь преимущественно упражнением автора для себя и коллег по профессии. Об этом пи-сал С.Танеев в «Подвижном контрапункте строгого письма: «Старые мастера не пренебрегали контрапунктическими упражнениями. Если в нас и вызывает невольную улыбку их обычай задавать друг другу канонические загадки, не жалеть труда и времени на их разрешение и ревниво оберегать тайны своего искусства, то всё-таки нельзя не признать, что в основе этих занятий лежит правильное понимание того значения, какое имеет для композитора развитие контрапунктической техники» (131, 318).
Т. Ливанова так характеризует эпоху строгого стиля: «огром-йое внимание направлено на технику полифонического письма, на сложный контрапункт, на каноны разных видов, особые тайны и загадки прочтения нотной записи..., нередко зашифрованные условными девизами от непосвященных. Далеко не все из этих технических ухищрений было слышно при исполнении и на деле оставалось своего рода профессиональным, цеховым испытанием того или иного мастера» (78,190).
Заметим, что с таким своеобразным испытанием связано появление ракох одного канона И.С.Баха из «Музыкального приношения», созданного на тему, предложенную композитору прусским королём Фридрихом II во время их встречи в Потсдаме в 1747 г. Й.Гайдн тоже для особого случая сочинил трехголосный хор в форме зеркально-ракоходного канона «О, Гармония, твой голос божествен» на английский текст как знак признательности по поводу присуждения ему Оксфордским университетом докторской степени в 1791г.
В докторской диссертации Н.Симаковой «Контрапункт стро-гoгo стиля как художественная традиция» содержится объяснение тому, почему самые сложные из технических средств, к которым, безусловно, принадлежал ракоход, самые интересные из них «держались в секрете. Они составляли по всей вероятности необходимую часть творческого процесса, относящуюся к той области таинств мастерства, которая особым образом должна была удив-
лять, поражать, быть загадочной» (123, 128). А далее приводится цитата, наглядно иллюстрирующая кастовое отношение музыкантов XVI века к некоторым профессиональным тонкостям своего ремесла: «Когда в Падуе, в 1592г. появилось издание «Prattica dl musica» Цаккони, один из известных ему музыкантов воскликнул; «Я и за 1000 дукатов не выдал бы той тайны, которую опубликовал этот монах ». Сущесвует латинская фраза, передающая близкие этому высказыванию чувства: «Proculeste, profani» («Прочь, непосвященные»).
Как оказалось, латинское изречение «Ars est celare artem» («главное в искусстве - скрывать искусство») имеет кроме переносного ещё и прямой смысл. Любопытно сравнить современное отношение в этой проблеме, например, в высказывании Жана Кокто: «Профессиональную тайну можно разболтать без всякого риска. Нужно ведь ещё суметь ею воспользоваться» (63, 225).
Постепенно, вместе с формированием европейских композиторских школ и развитием полифонической техники, менялось и отношение к передаче знаний. Уже в трактате XVII в. мы находим такие слова, принадлежащие Н.Дилецкому: «Море...сколько бы бочками... ни черпал, не вычерпаешь воды. Так же и музыки и каждой науки, от бога данной. Для того не жалей и другим» (42,66).
Ракоход и ракоходная инверсия как наиболее сложные технические приёмы используются мастерами полифонии чаще всего в бесконечных загадочных канонах, по сути - первых в истории искусства музыкальных миниатюрах. Они помещались в трактаты и учебники по композиции и контрапункту. Падре Мартини украсил свою «Всеобщую историю музыки» загадочными канонами «как виньетками» по выражению А.Эйншейна (168,154). Мы знаем, что их переписывал, изучал и разгадывал юный Моцарт, сам автор такого рода канонов, в том числе зеркально-ракоходного для 2-х скрипок. На обложках каждого тома труда И.Кирнберге-ра «Die Kunst des reinen Satzes» («Искусство чистого стиля») помещены загадочные каноны, причём на первом же - зеркально-ра-коходный. Не случайно Густав Риз назвал 14-е рондо Г.де Машо «музыкально-поэтической загадкой» (209, 350). Напомним, что и стихотворные палиндромы наделялись символическим скрытым смыслом и относились к разряду магических стихов.
Показательно в этом смысле мнение К.Стравинского о музыкальной пародии на него А.Шёнберга из «Трёх сатир для хора», ор. 28, выведенного под именем композитора Модернского «..он написал очень гадкое стихотворение обо мне (хотя я почти что
простил его за то. что он положил его в основу такого замечательного зеркального канона)» (130, 306).
Эта цитата красноречиво демонстрирует объективно уважительное отношение к профессиональному мастерству коллеги-композитора и, несмотря наличную обиду, невольное восхищение им.
Техника ракохода безусловно относилась к тем тайнам мастерства, которые в устной традиции передавались от учителя к ученику, если последний оказывался достойным этого знания. Возможно, потому упоминание ракохода в учебниках музыки появилось сравнительно поздно - в 1555г. в Венеции вышел трактат Н.Вичентино. Начиная с него, ракоход перестает быть «запретным» для теории музыки.
Постепенно выработались особые «шифры», понятные знающим, для ракохода и его разновидностей, например, математический символ бесконечности, обозначающий обращение вообще со и ракоход в частности 8, или разнонаправленные стрелы
Игра-головоломка, ребус, лабиринт* - вот сфера применения ракоходного принципа.
В качестве образца распространённых музыкальных ребусов можно привести запись монограммы И.С.Баха, состоящую всего из одной ноты, расположенной на перекрестии двух нотных станов.
При движении по часовой стрелке появляется её прямой вариант, в случае движения против часовой стрелки - ракоход темы. Таким же способом Р.Шуман зашифровал фамилию Нильса Гаде: «его имя может быть написано в четырёх ключах одной нотой; каббалистам нетрудно будет догадаться какой именно» (167,163). Расшифровка Д.Житомирского на с.221). Монограмму Д.Шоста-ковича тоже можно представить в виде такого же шифра.
Нельзя не затронуть и интересную проблему существования в ракоходных образцах загадочных надписей. Они предназначены для охраны тайн музыки от непосвящённых и в то же время дают
-------------------------------------------
* -Лабиринт - одна из разновидностей стихотворной
формы-загадки.
знающим «ключ» к исполнению. В статье Ю.Холопова
«Канон.Генезис и ранние
этапы развития» приводятся многие из таких
надписей, типа «Canit more hebraeorum».
Чтобы показать, что второй голос начинает с конца и движе ся к началу, Я.Обрехт делает надпись по-латыни: «Ut primus sed dicitur retrograde» («Как первый, но обратно») или такую: «Тu tenor cancriza et per antifrasin canta» («Ты, тенор, рак и поёшь навыво-рот»). Это означает, что тенор ведёт свою партию не только рако-ходно, но и с обращением всех интервалов. Но некоторые фразы-намёки звучат довольно туманно и выглядят не менее загадочно, чем нотный текст. Например, во втором «Agnus Dei» из «Missa Graecorum» Я. Обрехт пишет: «Aries vertatur in Pisces» («Овцы превращаются в Рыб»), намекая на то, что в знаках Зодиака Овен стоит первым, а Рыбы - последним. Надписи «Justitia et Pax osculatae sunt» («Юстиция и Мир, целуйтесь») или «Misericordia et veritas obviaverunt sibi» («Милосердие и истина идут навстречу»), хотя и в переносном смысле, указывают способ исполнения ракоходного канона -два исполнителя начинают петь или играть с противоположных концов произведения и, двигаясь навстречу друг другу, встречаются посредине. Загадочная надпись французского композитора и лютниста ХVI в. Ш.Мутона гласит: «Duo adversi advers in unum» («В едином двое соперников противоположны»). Она сделана к зеркально-ракоходному канону и по-своему объясняет способ его исполнения. Двое певцов или инструменталистов становятся лицом к лицу, между ними располагается нотная запись канона в виде одноголосной строки. С точки зрения каждого исполнителя его «соперник» читает ноты «верх ногами» - вот что означают слова «в едином - противоположны». Именно такой сокращённой записью воспользовался В.Моцарт для своей зеркаль-но-ракоходной пьесы (пример 26).
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей