синтез искусств

Комбинаторная литература

 

Т.Бонч-Осмоловская

Каббала, или поиски истинного имени

 

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.» (Бытие, 1:3-4)

Так началось Творение, и так начался язык. Но на каком языке было сказано, «да будет свет»? На каком языке Господь называл все явления, все вещи и всех существ, и тем самым вызывал их жизни. Ни на одном из человеческих наречий, вероятно, а на том языке внутренней иллюминации, который выражается через громы и молнии, пламя и свет.

Но уже с Адамом Бог говорил на человеческом языке, и на языке людей Адам называл всех тварей живых, давая им имена. И люди заговорили на этом первоначальном языке, и разговаривали на нем вплоть до Вавилонской катастрофы, когда, возомнив себя равными Богу, они решили построить башню до небес. И Бог вмешался, и разрушил дерзновенную башню, и смешал человеческие языки, так что люди перестали понимать речи друг друга и разошлись по земле.

Стало на земле семьдесят, или семьдесят два языка и народа, но остался избранный народ, который верит, что сохранил изначальный язык, язык этот – древнееврейский, иврит. На этом истинном языке была записана первая книга, Библия, также переданная человеку Богом.

Это убеждение разделяли с евреями и Отцы Церкви от Оригена до св.Августина. Так, Св.Августин полагал, что на древнееврейском люди говорили до Вавилонской башни, и что это есть первоначальный, Богом данный язык, и после смешения языков избранный народ продолжает говорить на нем. Однако сами Отцы Церкви писали уже на греческом и латыни, сохраняя для будущих поколений латинскую систематику и греческую философию.

Древнееврейский не стал международным, универсальным языком мудрости и культуры, как латынь или греческий. Он сохранялся в средневековой Европе только внутри еврейской диаспоры, и там, в еврейской среде, на юге Франции и в Испании приблизительно в XII-XIII веке, зародилось и течение еврейского мистицизма: течение каббалы.

Однако происхождение основных текстов каббалы, видимо, более древнее, и восходит ко второму-шестому веку нашей эры.

Каббала (от древнееврейского qabbalah, что можно примерно интерпретировать как «традиция») была набором методов и процедур для чтения и интерпретации священных текстов, а именно Торы, т.е. Пятикнижия, учения, открытого Богом Моисею на горе Синай, а также раввинских комментариев, известных как Талмуд.

Под словами Торы записанной каббалисты искали слова Торы истинной и извечной, созданной Богом еще до сотворения мира и явленной Его ангелам в языках черного пламени на белом огне как набор отдельных букв, не упорядоченных ни в слова, ни во фразы.

Эти отдельные буквы, божественные и истинные, были значимы каждая в отдельности и все в совокупности, в отличие от букв обычного человеческого языка, которые обретают смысл, только будучи соединены в слова.

Буквы истинной Торы могут быть соединены друг с другом различными способами, образуя разные слова и разные истории, и тем самым скрывая и зашифровывая истинное значение Божественного послания. Истинная Тора, полагают каббалисты, станет известна человеку только после прихода Мессии.

Но уже сейчас, как и много веков до того, каббалисты посвящают годы упорного труда, напряженной кропотливой работы расшифровке Торы записанной, поискам истинных слов Бога в ее словах.

За буквами священного текста теософская каббала ищет отсылки к десяти сферам Сефирот, или десяти ипостасям божественности. Эти десять Сефирот являются ипостасями в смысле представления всех восходящих ступеней эманации, и, следовательно, десяти сокровенных аспектов божественности как таковой.

 

Первая сфера Сефирот является субстанцией самого Бога. Первая сфера была явлена Богом во второй книге Моисея как «великий порядок», «макропросопись», обозначенный именем «я есмь». Первая сфера, Кетер, венчает другие сферы, которые последовательно из нее выводятся.

Вторая сфера, Хохма (премудрость), исходит от Кетер подобно свету, излучаемому источником. Она есть Слово, а Слово есть дыхание, неотделимое от мысли, дыхание и мысль суть две вещи, существующие в единстве и требующие для своего выражения двадцать две буквы: «Два есть дыхание, исходящее от Духа; в нем двадцать две буквы, но они составляют одно дыхание, в единстве получившее образ и форму».

Два есть Слово, но «Слово есть Бог», и вторая сфера представляет собой только новую форму Бога. И все остальные сферы также только различные стороны божественного существа.

Третья сфера – Бина (понимание). Кесер, Хохма и Бина вместе образуют высшее триединство.

Через соединение второй и третьей сферы возникает четвертая, Хесед (сострадание, или любовь). Из второй появляется пятая сфера, Гебура (крепость), она же Нахад (страх). Из них происходит шестая сфера, Тиферет (красота, или благость).

Эти шесть сфер вместе образуют Мелех, т.е. царя. Ими заканчивается творение мира. Как известно, Бог создал мир в шесть дней, и первое слово Библии, «вначале», может быть прочитано на древнееврейском и как «Он создал шесть». Таким образом, развитие первых шести Сефирот становится равнозначно творению мира за шесть дней.

Далее возникают следующие четыре сферы: Нецах (стойкость, или победа) и Ход (величина), порождающие Иесод (основание), из которой возникает Малхут (царство, или царица).

Десять сфер вместе каббалистическое дерево, каждая по отдельности и все вместе отражающие различные свойства Бога. Они также составляют последовательность ступеней, по которым душа может пройти путь к воссоединению с Господом.

Слово, Творение Бога для каббалистов есть Писание, и каждая буква в нем имеет значение. В книге мира скрыт Дух, рассыпанный на Буквы, а молчащая буква таит Секрет (Знание, Мудрость).

Работа каббалистов – это работа со словом, работа внутри священного текста, и здесь необходимо сказать несколько слов о древнееврейском алфавите.

Он состоит из двадцати двух букв, все они согласные. Следовательно, слова записываются с точностью до гласных, и различные слова могут обозначаться одними и теми же буквами. Еще одной особенностью древнееврейского языка заключается в том, что числа обозначаются теми же знаками, что и буквы, как и, например, римские цифры представляются собой не более чем латинские буквы. Отсюда следует, что каждое слово, записанное на древнееврейском языке, имеет точное численное значение, определяемое суммой численных значений его букв (однозначное соответствие), а каждому числу можно сопоставить некоторое слово (неоднозначное соответствие):

Алеф          1                    Йод              10                    Коф             100

Бет              2                     Каф              20                    Рейш           200

Гимел         3                     Ламед          30                    Шин            300

Далет          4                    Мэм            40                    Тав              400

Гэй             5                      Нун             50        

Вав 6                      Самех         60

Зайин         7                      Айин           70

Хэт             8                     Фэй             80

Тет              9                     Цади           90

При этом некоторые буквы, в случае если они стоят в конце слова, записываются иными знаками и имеют другое численное значение:

Каф            500

Мэм           600

Нун              700

Фэй             800

Цади            900

Двадцать две буквы алфавита делятся на группы по три, семь и двенадцать, называемых тремя матерями, семью двучленными и двенадцатью простыми. В этих числах – фундаментальные основы мироздания. Так, в мире, по древнееврейским представлениям, присутствуют три стихии – огонь, вода и воздух. Из огня произошло небо, из воды – земля, а воздух их разделяет и одновременно соединяет. Времен года (на Ближнем Востоке) тоже три: жаркое лето, период дождей, прохладный сезон. Человеческое тело делится на три части: голова, грудь и живот.

Семь – число противоположностей, вещей, служащих и добру, и злу. Например, существуют семь планет, которые могут оказывать хорошее или дурное влияние на Землю и человека. В человеческой голове семь входов, открытых как для хорошего, так и для плохого.

А число двенадцать мы находим в двенадцати месяцах года, двенадцати знаках зодиака, двенадцати родах деятельности человека: зрении, слухе, обонянии, осязании, речи, питании, размножении, движении, гневе, смехе, мысли и сне.

Традиция каббалы представляет собой поиски зашифрованных значений в послании Бога человеку через комбинации букв Торы. Каббалисты бесконечно комбинируют слова Торы, ибо это было не только средством интерпретации – это был тот самый метод, которым Бог создал мир.

Эта доктрина развивалась в книге «Сефер Йецира», Sefer Yezirah, Книге Творения, авторство которой приписывалось патриарху Аврааму. Книга Творения представляет собой его наблюдения за миром, его порядком и единством и учение его веры во всемогущего Бога, сотворившего этот мир. Согласно «Сефер Йецира», «камни», из которых Бог создал мир, названные тридцатью двумя путями мудрости, были именно двадцатью двумя буквами древнееврейского алфавита и десятью Сефирот.

Если Бог создал мир, произнеся Слово, впоследствии записанное в Книге, значит, сами буквы являются не символами существующих форм, но самими предвечными формами, из которых отлита вселенная. Язык, таким образом, понимается как единственный и определяющий фактором создания, именно он привел вселенную к бытию. Само Творение становится лингвистическим процессом.

«Двадцать две буквы: Он преуготовил их, Он сформировал их, Он скомбинировал их, Он взвесил их, Он заменил их. И Он создал ими все творение и все, что будет создано в будущем.» (The Book of Creation, II, 2. Irving Friedman, ed., NY: Weiser, 1977)

«Двадцать две буквы: Он установил их на колесе как на стене с 231 воротами и Он вращает колесо вперед и назад.» (Ibid, II,4)

«Как Он комбинирует, взвешивает, и заменяет их? Алеф со всеми и все с Алефом; Бета со всеми и все с Бета; и так с каждым в свой черед. Так образуется 231 ворота. И все творение и все языки исходят из одного имени.» (Ibid, II, 5)

«Как Он их комбинирует? Два камня строят два дома, три камня строят шесть домов, четыре камня строят двадцать четыре дома, пять камней строят сто двадцать домов, шесть камней строят семьсот двадцать домов, семь камней строят пять тысяч сорок домов. Начни отсюда и поразмысль о том, о чем язык не способен вымолвить и ухо не способно услышать.» (Ibid, IV, 16)

Здесь Книга Творения описывает процедуры, служащую в математике для перечисления всех возможных перестановок и называющуюся факториалом. Легко видеть, что при увеличении числа букв число перестановок возрастает до заоблачных высот. Так, двадцать две буквы дают уже число перестановок, выражающееся двадцатью девятизначным числом. Действительно, язык не сможет вымолвить, а ухо – услышать такие числа. Что же говорить о перестановках букв всей Торы!

Вот та безнадежная задача, которую взвалили на себя каббалисты.

В каббале три основных течения – Нотарикон, Гематрия и Темура.

НОТАРИКОН представляет собой технику составления акростихов для шифровки или дешифровки скрытого смысла текста: в некоторой фразе или стихе берутся только начальные (или конечные, или серединные) буквы каждого слова, образуя тем самым новые слова и фразы.

Например, начальные буквы вопроса Моисея (Второзаконие, 30:12): «Кто взошел бы для нас на небо?», как они возникают в Торе, образуют MYLH, или «обрезание», а конечные буквы дают YHWH, Иегова. И ответом на вопрос Моисея становится: «через обрезание восходим к Господу».

Обратная операция заключается в восстановлении фразы по первым буквам слов. Примером может служить трактовка первого слова Библии, «вначале». Если каждую буквы этого слова рассматривать как первые буквы новых слов, можно получить фразу: «Вначале видел Господь, что Израиль должен принять закон», т.е. Тору. Следовательно, уже первое слово Библии обращено впрямую к Израилю и указывает на соблюдение традиции.

Эти техники не были изобретены средневековыми каббалистами, их, под названием ars notoria, знали и использовали в магических целях уже античность и раннее средневековье.

Традиция читать первые буквы фразы бытовала и у древних христиан, понимающих слово рыба (ICQUS) как аббревиатуру священной формулы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, и у византийцев, интерпретирующих имя АДАМ в греческой транскрипции как перечисление частей света: Восток, Запад, Север, Юг, из чего делался вывод, что человек эквивалентен миру, и есть малая вселенная.

Отдельная глава Нотарикона посвящена поискам имен семидесяти двух ангелов. Дело в том, что девятнадцатый, двадцатый и двадцать первый стих XIV главы книги Исхода составлены из 72 букв каждый. Это обстоятельство должно было привлечь внимание каббалистов, особенно если вспомнить, что в девятнадцатом стихе говорится об «Ангеле Божием, шедшем пред станом Израильтян» (Исход, XIV:19). Значит, предполагают каббалисты, в этих словах скрыты имена ангелов. И чтобы открыть их, составляется следующая таблица: каждый из трех стихов записывают один под другим, первый – справа налево, второй – слева направо и третий – снова справа налево. В результате получается семьдесят два столбца трехсложных слов, к каждому из которых прибавляют окончания, свойственные ангельским именам: АЛ, Эл, Ух или УАХ, и получают имена семидесяти двух ангелов. Эта таблица из 72 столбцов и трех строк имела важное значение в каббалистике, и использовалась во многих работах под названием «шеймгамфойрош» (раздельное имя).

ГЕМАТРИЯ основывается на том, что буквы древнееврейского алфавита имеют также и численное значение, что позволяет создавать мистические связи между словами, имеющими различный смысл, но одинаковое численное значение.

Например, буква «шин» имеет численное значение 300, то же самое значение можно получить, сложив буквы в руах  элэгхим, Дух Господа. Поэтому буква «шин» является символом Духа Господа.

Также, слово эход (единство) имеет то же численное значение, 13, что и слово агув (любовь). Поэтому одно из этих слов можно употреблять вместо другого.

Также находят имена трех ангелов, посетивших Моисея в дубраве Мамре по словам «три мужа стоят против него» (Бытие, XVIII:2). Сумма численных значений этих слов составляет 701, как и при сложении имен ангелов Михаила, Гавриила и Рафаила, откуда заключается, что это были именно они. 

Наиболее близкий литературный аналог гематрии – это хронограмма, в которой чтение римских цифр, содержащихся в строке, определяет некую дату, дату постройки здания или победы в битве.

В Новом Завете численное значение вместо слова, или, возможно, имени, употребляется в Откровении Иоанна Богослова при именовании зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение, XIII:18). Полагают, что под этим числом было зашифровано имя императора Нерона, мучителя первых христиан.

Складывая буквы в слове YHWH, Иегова, мы получаем 72, снова значимое для каббалистов число, число имен Бога, поискам которых посвящена традиция.

Заметим, что Иегова есть непроизносимое имя Бога. Полагают, что корень слова JHVH есть havah, или hayah (быть), и тогда само имя Бога может означать «Бытие», «Вечность». Непроизносимое высочайшее имя, которое встречается в Пятикнижии довольно часто, обычно читалось как тетраграмматон, «слово из четырех букв», или заменялось на Элохим Адонай, Господь.

Гематрия подтверждает и правомочность всех каббалистических техник, ведь слово зеруф (комбинация) и слово лашон (язык) имеют одинаковое численное значение, 386, и значит, правила комбинаторики могут объяснить правила функционирования языка.

Третья каббалисткая техника, ТЕМУРА – есть искусство анаграммы. В языке, в котором гласные могут быть вставлены произвольным образом, анаграммы – наиболее интересное и многообещающее упражнение.

Один из методов Темуры заключен в использовании так называемой таблицы Цируфей, помогающей переставлять буквы алфавита, комбинируя их записи в двух рядах. Система перестановок позволяет восстановить всю таблицу по ее двум последним столбцам. Каббалисты употребляли двадцать две основные комбинации букв таблицы Цируфей.

Другая таблица представляет собой поле из двадцати двух на двадцать две клетки, в верхнем ряду которого записывались все буквы алфавита от первой до двадцать второй, во втором – первая буква переставляется в конец ряда, и т.д. Два варианта этой таблицы, «правильный» и «обращенный» отличаются порядком записи букв в строке – справа налево или слева направо. В результате получаются таблицы всех циклических перестановок букв алфавита.

С помощью этих таблиц делаются интересные заключения. Так, Моисей Кордоверо задался вопросом, почему во Второзаконии устанавливается запрет на ношение одежды из смеси льна и шерсти. И он обнаружил, что буквы этого пассажа могут быть перекомпанованы в другой текст, который предостерегает Адама от потери его исходной одежды из света на одежду из шкуры змея, символизирующей падение.  

В средневековой Европе учение каббалы было широко известно и разрабатывалось многими еврейскими мудрецами. Среди них Иосиф Гикатилла (1248-1305), Исаак Латиф (ум.1290), Азриэл Менахем (1160-1238), Исаак Арама (1420-1494), Менахем Реканати, Исаак Ашкенази (1534-72) и другие. Одним из самых великих каббалистов был Абрахам Абулафия (1240-1291), создавший экстатическую каббалу имен, основывающуюся на практике поисков и перечислений имен Бога, скрытых в Торе.

Для Абулафии каждая буква, каждый элемент языка имел собственное значение, независимое от значения более крупного элемента, слова, частью которого он являлся. Каждая буква для Абулафии уже была божественным именем: «Следовательно, в буквах Имени, каждая буква уже сама есть Имя, известная как Y есть Имя, и известная как YH есть имя» (Petush Havdalah de-Rabbi ‘Akiva).

Для экстатической каббалы работа с языком – это настоящее исследование мироздания, ибо язык представляет собой само-содержащуюся вселенную, а структура языка определяет саму структуру реальности. Язык, Книга по сути эквивалентны Вселенной, и содержат в себе тайну, скрытую от человека, которая будет явлена ему лишь в конце мира.

Но хотя окончательные поиски каббалистов не увенчаются успехом вплоть до прихода Мессии, каббалисты напряженно работают над поисками изначальной матрицы мировых языков. И только с приходом Мессии, в конце времен, все языковые различия исчезнут, и все языки сольются снова в исходный священный язык, на котором Бог говорил с человеком.

__________________

Литература.

1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997.

2. Леманн. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. Пер. В.Н.Линд. Киев: Украина, 1993. (1 изд. – М., Книжное дело, 1900). 3. Borgmann, D.A. Language on vacation. N.Y.: Scribner, 1965.

5. Eco, Umberto. The Search for the Perfect Language. Tr. J.Fentress. Oxford: Blackwell Publ. Ltd, 1995.

6. Idel, M. Kabbalah. New Perspectives. New Haven: Yale Uni. Pr., 1988.

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей