синтез искусств

 

 

Бетти Эдвардс

Откройте в себе художника

 

Глава 4

Переход: опыт переключения

слева направо

 

Прокладка маршрута рисунка

в режиме правого полушария

 

Когда вы рисовали вазу-лица, то изобразили первый профиль способом, присущим левому полушарию, подобно навигатору-европейцу, переходя от одной части к другой и последовательно называя детали. Второй профиль был нарисован в режиме работы правого полушария. Подобно навигатору с тихоокеанского острова Трук, вы постоянно сканировали весь рисунок, корректируя направление линии. Вы, вероятно, обнаружили, что именование частей, таких как лоб, нос или рот, стало обременительным для вас. Оказалось лучше не думать о том, что вы рисуете именно лицо. Оказалось легче руководствоваться в работе формой пространства между двумя профилями. Иначе говоря, лучше всего было не думать вообще — то есть не прибегать к словам. Рисуя в режиме правого полушария, т. е. в художественном режиме, вы, если и используете мысленные слова, задавайте себе только вот такие вопросы:

“Где начинается этот изгиб?”

“Насколько глубок этот изгиб?”

“Какова величина этого угла по отношению к краю 6умаги?”

“Какова длина этой линии относительно той, которую я только что нарисовал?”

“Где точка, соответствующая этой, на противоположной стороне — на каком расстоянии от верхнего (или нижнего) края листа бумаги она находится?”

Это вопросы, свойственные П-режиму: пространственные, связующие и сравнивающие. Заметьте, что никакие части не называются по имени. Никаких предвзятых утверждений, никаких посторонних умозаключений, вроде: “Подбородок должен быть выдвинут вперед настолько же, насколько и нос” или “Носы изогнуты”.

В следующем упражнении сосредоточьте свое внимание на невербальных, относительных факторах. Если левое полушарие вмешивается, стараясь описать словами отдельные вещи (лица и вазы), попытайтесь заставить его замолчать. Ваш скрытый Наблюдатель мог бы сказать; “Обожди в сторонке, пожалуйста. Другая половииа может сама справиться с этой работой. Это не займет много времени, а потом мы вернемся к тебе”.

(Это может звучать немного странно, но это необходимо, потому что левое полушарие не привыкло, чтобы ему затыкали рот, и его нужно, в некотором смысле, приободрить).

Ваза-лица, рисунок № 2: ваза в стиле барокко и лицо чудовища

Нарисуйте второй рисунок вазы-лиц, следуя приведенным ниже указаниям. Опять же, прочитайте все указания прежде, чем начнете работать.

  1. На левой стороне бумаги, если вы правша, или на правой стороне, если вы левша, нарисуйте профиль. На сей раз рисуйте профиль лица самого безобразного существа, какое только можете себе представить, — ведьмы, кикиморы, чудовища. Снова называйте части лица по мере создания профиля, именуя также и любые прикрасы, которые вы добавляете, вроде морщин, бородавок, двойного подбородка и т. п. Рисунки 4-4 и 4-5 служат примерами, но, если угодно, придумайте профиль сами.

Рис. 4-4. Для левшей.

Рис. 4-5. Для правшей.

2. После того, как закончите первый профиль, нанесите горизонтальные линии, которые послужат верхом и основанием вазы.

3. Теперь нарисуйте противоположный профиль, завершая вазу — на сей раз вазу в стиле барокко.

Как и в предыдущем упражнении, первый чудовищный профиль — это рисунок в Л-режиме, составленный из символических форм, представляющих собой черты лица. Что касается второго профиля, то столь сложный рисунок лучше всего — а может быть, даже никак иначе - выполнять, переключившись в режим правого полушария. Сама сложность формы вызывает переход в режим правого полушария. Суть этого упражнения состоит не в совершенствовании в рисовании, а, скорее, в том, чтобы вы попытались ощутить переключение из Л-режима в П-режим. Попытайтесь уловить различие между этими режимами. Когда вы начнете замечать переход из одного режима познания в другой, вы сделаете первый шаг к тому, чтобы научиться сознательным усилием воли определять, какому из полушарий вашего мозга следует заняться данной работой.

Пытаться рисовать наблюдаемую форму, находясь в вер6алыюм режиме левого полушария, — все равно что пытаться продеть нитку в иголку ногой. Это бесполезно. Вам необходимо научиться “отключать” левое полушарие и активизировать правое. А для этого нужно разблокировать правую половину мозга, или, как выразился Олдос Хаксли, “Открыть Дверь в Стене”. Следующее упражнение разработано для того, чтобы вы осуществили более глубокий переход в П-режим.

 

Чарльз Тарт, профсссор психологии из Калифорнийского университета в Дэвисе, говорит: “Мы начинаем с понятая некоего базового сознания, некоей базовой способности “знать”, или “чувствовать”, “познавать”, “узнавать”, что что-то происходит. Это — фундаментальное положение, установленное теоретически и экспериментально. Наукой пока не установлено, какова конечная природа сознания, но это наша отправная точка”.

Чарльз Т. Тарт “Измененные состояния сознания”

Перевернутый рисунок: осуществление перехода в П-режим

 

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей