статьи

Андерграунд в прямом смысле

 

Underground значит – «под землей». Так называют также метро.

В переносном смысле андерграунд – обозначение «подпольного» искусства.

 

Андерграунд в прямом смысле означает: художники уходят под землю.

Не просто уходят под землю. Они буквально врываются в нее, причем по очень замысловатой траектории.

 

  1. ВАВИЛОНСКАЯ ЯМА

.......

 

 

Проект был представлен на Московском международном форуме художественных инициатив (июль 2003). Представлял он собой целую стену с фотографиями некоего весьма загадочного Объекта, прислоненные к этой стене исторические экспонаты вроде старых лопат и сапог и приклеенный на ребре стены текст, содержание которого впечатляет своей идеей и стилем.

Привожу его целиком.

 

«Галерея Спайдер-Маус представляет:

 

копатели – Игорь Иогансон, Марина Перчихина/diggers:Igor Johanson, Marina Pertchikhina

 

Наблюдатель – Куми Сасаки

observer: Kumi Sasaki

 

проект долгосрочных земляных работ (land art)

ВАВИЛОНСКАЯЯМА/YAMA OF BABEL

the land-art project in progress

 

Иероглиф

перевод – Гора, в японской транскрипции – Яма.

Местоположение.

Вавилонская Яма расположена на обрыве холма над Плещеевым озером. (Ярославская область, Переславский р-н, деревня Криушкино, арендованная земля).

Контур. Июль 2001 года.

Спиралевидные рельеф и контррельеф закручены под разными углами к поверхности поля, в центре образован смещенный по вертикали Инь-Ян.

Развитие.

Контррельеф ежегодно углубляется на 15-20 сантиметров, вынутая из него земля насыпается на рельефную поверхность.

Вавилонская Яма – самодостаточный объект, не нуждающийся в дополнительных стройматериалах.

Все работы производятся вручную. Инструменты: лопата и грабли.

Проект рассчитан на 25 лет соответственно предполагаемому максимальному сроку жизнедеятельности авторов.

По вертикали общий размер объекта должен приблизиться к 7-8 метрам (высота «горы» от уровня почвы равна глубине «ямы», в расчете учтена усадка за зимний период). По горизонтали объект изначально вписан в круг размером 13 метров.

Вавилонская Яма – андрогинный объект объединяющий в себе монумент и могилу.

Документация.

Для воспроизводства коммуникации с внешним миром эта центростремительная «Вселенная на двоих» нуждается в третьем – наблюдателе.

 

Комментарий наблюдателя:

Башня невидима; но она существует.

Она растет в высоту и глубину.

Мне говорили, что когда вы взбираетесь на вершину, или спускаетесь на дно, то на обратном пути вы можете встретиться лицом к лицу с кем-то, кто выглядит точь-в-точь как вы.

Я не уверена насчет этой истории, но вы можете попробовать…

К.С.»

 

«Комментарий наблюдателя» напоминает стиль книг искусствоведа и писателя Милорада Павича, а все вместе отсылает нас к еще одному явлению нелинейной литературы -  книге шведского прозаика и искусствоведа Петера Корнеля «Пути к раю (комментарии к потерянной рукописи)».

 

Петер Корнель в своей совершенно сумасшедшей и очень поэтичной книге размышляет о лабиринтах (в том числе о тех, что назывались «Le chemin de Jerusalem», т.е. «Путь в Иерусалим») и спиралях (в том числе «герменевтической спирали»), сюрреалистах и автоматическом письме, алхимиках, тамплиерах, масонах, друзах, о психоанализе и археологии, о «метафизике мест», о «космологических мечтателях типа Гики, Хэмбиджа и др.», которые «считали, что в спиралевидной раковине, так называемом наутилусе, или жемчужном кораблике, они уловили глубинный образ миропорядка», о «Книге» Малларме и т.д.

 «Земной рай … представляет собой сферу, растительную и органическую», - утверждает Корнель.

 

В своей книге он много внимания уделяет произведениям американского скульптора Роберта Смитсона («которые он создавал в самых недоступных и отдаленных местах, таких как Большое Соленое озеро в штате Юта, пустынные районы Техаса или Юкатан в Мексике, - «пограничные области, лишенные фокуса», как говорил сам Смитсон»), в том числе несомненному предку Вавилонской Ямы – «Spiral Hill» («Спираль Холм»), которая установлена в старом песчаном карьере в Голландии.

Внимание уделяется и другому непосредственному предку Вавилонской Ямы - «Спираль Дамба».

 

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

...................Р.Смитсон - Спираль Холм, Спираль Дамба......................

Впрочем, в книге Корнеля речь идет о поисках земного, вовсе не подземного рая.

Вавилонскую Яму, таким образом, следует признать новым шагом   - если не вперед, то по крайней мере «вглубь».

 

2.Проект «PARADISE.

Искусство будущего в бункерах, подвалах и подземельях»

 

 

Есть и другие способы ухода современных художников под землю.

 

Проект «PARADISE. Искусство будущего в бункерах, подвалах и подземельях» - международная выставка современного искусства в бункерах, бомбоубежищах, подвалах и подземельях, которая будет проходить в городах Германии, Франции, России, Нидерландов.

.......

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

Первая выставка PARADISE откроется в бункере Александерплатц в Берлине в октябре 2003.

На Арт-Москве-2003 были представлены тексты и идеи множества кураторов и художников, которые разрабатывали проект рая под землёй, и в том числе - принятый ими Манифест Рая, который выглядит так:

 

Фракция правительства РАЯ

Манифест РАЯ

Только художники, согласившиеся со всеми

пунктами манифеста, будут приглашены в РАЙ

 

 

I Рай - это счастье

II Райское искусство тотально позитивно

III Райское искусство – вне морали

IV Вне критики!

V Рай индивидуален и интимен

VI Райское искусство должно быть воплощено, но бесполезно

VII Художник должен быть свободен

 

Прочитав некоторые из текстов («Paradise – таинственный сад в глубине души, средоточие памяти предков, ресурс силы и воли, прорастающих через безволие и недеяние. Paradise– шумерский Эдем, центр мира, источник рода, пра-отечество цивилизации, сохранившейся до наших дней. Paradiseпра-образ и пара-модель, blueprint истории архитектуры, проецирующей на землю контур райского сада") и обратив внимание на названия остальных (например: «Hidden landscapes» - «Скрытые ландшафты»), можно ощутить полет воображения и торжество мистификации – в той разновидности, которую описал доктор Умберто Эко в своей книге «Маятник Фуко».

.......

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

 

Что именно будет происходить в октябре 2003 г. в Берлине, на первой выставке подземного рая, к моменту представления проекта на Арт-Москве, похоже, не было известно. Впрочем, одни из организаторов РАЯ – берлинские художники Нина и Торстен Рёмер – уже проводили выставки в подземельях.

 

В рамках проекта M°A°I°S в 2001 г. в бомбоубежище в Берлине они организовали выставку «Der Tod» («Смерть»). Один из экспонатов – любопытная машинка, сама печатающая на трех языках фразу: «Смерти нет»; атмосфера места и схема самого бомбоубежища - неотъемлемая часть эстетики подземной выставки. 

 

...........................................................................................

.....................................................

Следующей темой Московского международного форума художественных инициатив (2004) будет РАЙ.

Скорее всего, к этому моменту, а может и до него, мы сможем увидеть подземное «искусство будущего в бункерах, подвалах и подземельях» своими глазами.

 

Ash

 

 ........................................ююююю.......................................................

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей