Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

статьи

День рождения Кейджа

 

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Сезон 2002-2003 гг.

ПРОГРАММА

5 сентября,четверг

малый зал консерватории

ПУСТЫЕ

СЛОВА

B ТИШИНЕ...

День рождения Джона КЕЙДЖА

(1912-1992)

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРАЗДНУЮТ:

Светлана САВЕНКО

пение, театр

Елена ЛИБЕРОВА

пение, театр

Татьяна МИХЕЕВА

пение, театр

Дмитрий ЧЕГЛАКОВ

пение, театр

Кирилл РЫБАКОВ

пение, театр

Юрий ВУСТИН

пение

Петр АЙДУ

театр

Николай ХАЗАНОВ

флейта

Филипп НОДЕЛЬ

гобой

Михаил БЕЗНОСОВ

кларнет

Михаил ШИЛЕНКОВ

фагот

Сергей СМИРНОВ

программер

Андрей СМИРНОВ

электроника

Александр ИВАНЕЦ

тромбон

Алексей ЛЮБИМОВ

фортепиано

Марк ПЕКАРСКИЙ

ударные

Андрей ДОЙНИКОВ

ударные

Андрей ВИННИЦКИЙ

ударные

Михаил ДУБОВ

фортепиано

Дмитрий ЛАЗАРЕВ

ударные

Александр ТРОСТЯНСКИЙ

скрипка

Александр МАЙОРОВ

скрипка

Илья ГОФМАН

альт

Петр КОНДРАШИН

виолончель

Дмитрий ВЛАСИК

ударные

Андрей ГОНЧАРОВ

труба

Артем ДАВЫДОВ

туба

Ольга КУМЕГЕР

интерактивная

электронная

сценография

 

 

 

/ отделение:

СОЛЬНАЯ И АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА

Соната для кларнета в трех частях (1933) Исполнитель - Кирилл Рыбаков

Квартет для 12 том-томов (1943)

Исполнители -

Андрей Дойников, Андрей Винницкий, Дмитрий Лазарев, Дмитрий Власик

“Вечное танго” (Perpetual Tango)

для фортепиано(1984)

“Swinging” для фортепиано(1989)

Исполнитель - Михаил Дубов

 

“Навсегда и запах солнца” (Forever and Sunsmell)

для голоса и дуэта ударных (1942)

Исполнители - Светлана Савенко, Андрей Винницкий, Андрей Дойников

Струнный квартет

в четырех частях (1949/50) “Quietly flowing along” (Summer) “Slowly rocking” (Fall) “Nearly stationary” (Winter) “Quodlibet” (Spring) Исполнители -

Александр Тростянский, Александр Майоров, Илья Гофман, Петр Кондрашин

 

II отделение:

“Четыре Стены” (Four Walls, 1944)

музыка для танцевальной драмы

М. Каннингема, в двух актах

Исполнители -Алексей Любимов, Светлана Савенко,

Ольга Кумегер

(интерактивная электронная сценография),

Сергей Смирнов (программирование),

Андрей Смирнов (видеопроекция)

III отделение:

 

“Песенники” (Song Books) I-II (1970)

для сольных вокальных и / или

театральных перформансов

Исполнители -

Светлана Савенко, Елена Либерова,

Татьяна Михеева, Кирилл Рыбаков,

Дмитрий Чеглаков, Юрий Вустин, Петр Айду

Электроника: Андрей Смирнов

Тринадцать (1992) для ансамбля тринадцати инструментов

Исполнители - Н. Хазанов, Ф. Нодель, М.Безносов, М. Шиленков, А. Гончаров,

А. Иванец, А. Давыдов, А. Дойников,

А. Винницкий, А. Тростянский, А. Майоров,

И. Гофман, П. Кондрашин

 

 

Джон КЕЙДЖ (1912-1992) — удивительная и богатая творческими открытиями фигура в музыке прошлого столетия. Кейдж жил и творил в XX веке, но благодаря своим сугубо новаторским идеям и творческим открытиям принадлежит, можно сказать, веку XXI. Кейдж в мировой музыкальной галактике Новейшего времени был одной из центральных фигур: американский композитор отразил ведущие тенденции самой авангардной музыки, порой опережая своих европейских коллег. Кейдж во многом определил пути развития не только современной музыки, но и живописи: он творчески сотрудничал c крупнейшими художниками, архитекторами, поэтами Америки XX века — Робертом Раушенбергом, Виллемом де Кунинг, Джаспером Джонсом, Бакминстером Фуллером, Мэри Ричардс, Чарльзом Олсеном; Кейджу принадлежит ряд гравюр и графических рисунков. Крупный американский искусствовед Ричард Лесли отметил, что ``немногие художники, не говоря уже o музыкантах, могут сравниться по уровню влияния на развитие изобразительного искусства второй половины нашего века c Джоном Кейджем".

Уже в молодые годы Кейдж радикально порывает c самой концепцией традиционного искусства звуков и классико-романтической эстетикой, a его творческий путь сразу же направился в новые нетрадиционные русла. Его учитель Арнольд Шенберг говорил o Кейдже, что ``он не композитор, a изобретатель, но гениальный", отразив этими словами одну из главных особенностей его таланта — смелое новаторство и экспериментальность. Кейдж оказался одним из самых чутких композиторов, почувствовавших ``час ноль" Новой эпохи, опередив свое время и став одним из творцов Новейшей музыки. Его концепции ухода от антропоцентризма искусства в сторону природы и окружающей реальности, a окружающего мира, который прекрасным и гармоничным, восприняты многими поколениями художников.

B творчестве Кейджа-новатора, который был перманентным авангардистом, поражающим удивительным изобилием художественных пространств, существует ряд областей, стилевых направлений и

техник, которые композитор осваивал на пути своей духовной эволюции и осуществления художественно-эстетической концепции; к ним относятся: радио-музыка со звуковыми эффектами (30-е годы), музыка для препарированного рояля и ударных инструментов (30-40-е), алеаторика или, как ее называет автор и исследователи его творчества, - музыка случайностей, написанная c использованием случайных действий (50-е), музыка тишины, неопределенность как принцип композиции, театральная музыка и произведения, записанные на пленке (50-е), конкретная музыка или музыка окружающей среды (60-е), графическая музыка и произведения, отвечающие идее ``все, что мы делаем -музыка" (70-е) и область числовых композиций (80-е годы).

Музыкальная художественно-эстетическая концепция композитора сложилась во многом под влиянием метафизики дзен-буддизма. Творческая мысль Кейджа c самого начала двигалась по направлению к Востоку. Он сам отмечал, что для молодых американских композиторов 30-40-х годов было два пути: ``шен6ерговский" (додекафонно-серийный) и ``стравинский" (модально-ритмический), но Кейдж, отвергнув оба как уже существующие, выбрал путь расширения им пространств и измерений музыки, путь, связанный для Кейджа c Востоком, но отвечающий и ведущим тенденциям искусства XX века.

Концепция Кейджа зиждется на двух основополагающих философских категориях дзен– буддизма, которые фигурируют y него в качестве категорий музыкальных: Ничто и Нечто. Ничто - это индетерминированное и индефинитивное начало, неделимое и не имеющее временных и пространственных границ Единое, целое в единстве феноменов — конечных во времени и пространстве Нечто, определенных и существующих в реальном мире явлений. Обретение гармонии c мирозданием по дзен– буддизму возможно при постижении этих феноменов посредством вживания в суть ``вещи в себе" (которая заключается в том, что все имеет природу Будды, a потому все — во всем) и приятии их, слиянии со всем

окружающим миром. Поэтому музыка для Кейджа была религией, то есть буквально воссоединением человека c миром, средством восстановления мировой гармонии. Поэтому его музыка всегда удивительно светлая и гармоничная. Основополагающими в его творчестве были критерии красоты из религии и философии дзен -точка духовной опоры американского композитора.

Приятие мира композитор выражал путем вбирания всех существующих в мире звуков, причем осуществлял идею максимального расширения искусства новыми звуками Кейдж постепенно. Сначала он вводил в музыку звуки самых необычных и экзотических инструментов — ударных и c сонорным звучанием. Следующий шаг — препарированный рояль — породил красочную палитру новых звуков. Затем Кейдж расширяет тембровый диапазон искусства звука посредством использования шумов и всевозможных звуков окружающей среды, и вплоть до любых, спонтанно возникающих по законам пан-гармонии (все-гармонии) любых звучащих объектов реальности как элементов нового искусства звуков. Творчество Кейджа предполагает, что каждый человек может стать творцом искусства и ощущать себя посредством него в единстве c огромной необъятной прекрасной Вселенной.

Марина Переверзева

 

 

 

посвящения джону кейджу

Риоанджи - Rioanji for J.C.

Медленно ползущие гусеницы звуков Сквозь стучащее сердце секунд.

Дыхание становится пространством.

Наталия Пшеничникова, 14.07.02

“О Кейдже” (фрагменты)

Это произведение написано в трехчастной форме со

вступлением

Обязательно хотя бы приблизительное соблюдение

масштабов зигзагов

Спасибо Вам за то, что

Выводя воображаемые буквы на воображаемой бумаге

Правая рука исполняет партию кукушек

Пианист читает все стихотворение шепотом еще раз

Почерк значения не имеет

Спасибо Вам за это

Левой рукой играть на левом рояле партию кукушек

Но лучше бы сделать так

Дорогой Джон Кейдж!

Возможны любые нововведения исполнителей в этом

сочинении

Иван Соколов, 1992

Кейдж в Москве

Я родился в год создания “Четырех стен”. Через 25 лет я впервые сыграл музыку Кейджа в Москве. Было лето. Кейдж приехал в Москву через 44 года после моего рождения. Мы пили водку и закусывали одуванчиками. Было лето. Через 4 года нам уже не y кого было узнать, где находится автор 4'33". B 21-ом классе Московской консерватории, если хорошенько посмотреть, можно еще увидеть отпечатки его пальцев. Сейчас снова лето, и времени нисколько не прошло.

Алексей Любимов, июль 2002

 

Что такое “Четыре Стены”? Разве четыре благородные истины — не серия из четырех звуков? Впрочем, где есть четыре, всегда найдется место и пятому. Однако иметь 6ольше семи - становится уже опасным. Вещь начинается c аккорда — звуковой эмблемы имени John CAGE (буквам соответствуют латинские названия нот) — и вся построена на диатонических мутациях имени-эмблемы c добавлением дополняющих до октавы hot D и F (при желании можно найти в нотном тексте и другие слова). “Помнится, будучи ребенком, - признавался Кейдж, - я любил все звуки, включая и немузыкальные. Особенно нравилось мне слушать их по очереди... Один за другим я полюбил все интервалы. Начал я c октавы. Потом услышал большую и малую терции. Хотя, наверное, любил их меньше всех. Но, через Грига, совершенно влюбился в квинту... Услышав позднее музыку современную, я пристрастился и к другим интервалам — к септиме, секунде, тритону, кварте”. Все эти интервалы присутствуют здесь, квинтой завершается вещь. Мерс Каннингем, сочинивший стихотворение, исполняемое певицей, поставил эту “хореографическую драму” в том же 1944 году в Нью-Йорке. A теперь послушаем Кейджа — и никакого символизма!

“Несколько лет тому назад я спросил се6я, почему я сочиняю музыку. Один индийский музыкант сказал мне, что в Индии на это есть традиционный ответ: чтобы прояснить разум и сделать его восприимчивым к божественным влияниям. Такой же ответ дал один старинный английский композитор. Воспринимайте этот ответ недвойственно”.

“Итак, вот что я скажу o методе: когда я не работаю, мне кажется, я знаю что-то; но когда я работаю, мне совершенно ясно, что я не знаю ничего”.

(А. Любимов. Цитаты: Cage — Silence)

 

 

 

 

Название концерта произошло от названий основных книг Кейджа: Тишина (1961), Пустые слова (1973-1978). 90-летие Джона КЕИДЖА отмечается исполнением нескольких его произведений, среди которых — самое первое Соната для кларнета (1933) и самое последнее -Тринадцать (1992).

Соната для кларнета (1933) была написана молодым Кейджем, когда он начал глубоко изучать современную музыку и методы композиции. Произведение построено на основе звукового ряда из 12 высот.

Квартет для 12-ти том-томов ``Она спит" (1943) предназначен для 4-х исполнителей, y каждого из которых по три том-тома. Используя разницу тембров инструментов (от ``темного" до ``светлого") и разную технику исполнения, Кейдж создает в произведении ``тембровую сонористическую мелодию" для ударных инструментов без определенной высоты звуков. B Квартете композитор использует и полифонические приемы на основе ритма и тембра звуков ударных. Например, в первом разделе Квартета применяется простой контрапункт со смещением во времени вступления голосов c яркими индивидуальными ``ритмическими темами", a второй раздел произведения начинается подобно фуге — одноголосным изложением ритмо-тембровой темы y одного из 4-х исполнителей c последующим постепенным подключением остальных голосов, имитирующих тему.

Вечное танго (1984) для фортепиано — это пьеса, музыкальный материал которой связан c музыкой Сати. Кейдж часто обращался к текстам своего любимого композитора Сати и философа, писателя Торо.

B произведении Кейджа Свинг (1989) пианист-исполнитель становится со-творцом пьесы, которая написана в алеаторной технике: нотный текст представляет собой ритм звуков без их высот, которые пианист импровизирует во время исполнения.

Навсегда и солнечный аромат (1942) для голоса c дуэтом ударных было написано на текст авангардного американского поэта Каммингса для хореографической постановки Джина Эрдмана.

Струнный квартет (1950) в 4-х частях - одно из ключевых в художественно-эстетическом плане произведение Кейджа. Квартет посвящен временам года: 1 часть соответствует Лету, 2 — Осени, 3 — Зиме и 4 часть — Весне. B произведении есть канон (Зима) и кводлибет (Весна). Трактовка времен года отвечает эстетике индийской концепции соотношения жизни c временами года. Весна — создание (сотворение мира). Лето — сохранение. Осень — разрушение. Зима — неподвижность. B характере каждой из частей композитор отражает состояние, которое присуще тому или иному времени года. Например, последние 50 тактов 3-й части Квартета (Зима, неподвижность) повторяют в ракоходном движении первые 50 тактов части. Эта же ``неподвижная", ``зимняя" часть вся построена из симметрично-ракоходных внутри себя фрагментов.

Четыре стены (1944) для голоса и фортепиано — музыка для хореографической драмы Мерса Каннингема — авангардного американского хореографа, c которым Кейдж сотрудничал c 40-х по 60-е годы прошлого столетия и написал для его постановок огромное число произведений. B произведении Кейдж использовал буквы своего имени (Cage), переведенные в звуки, из которых составлен один из главных гармонических элементов произведения — 5-звучный литерофонный аккорд.

B Песенниках (1970) Кейдж обращается к идеям и текстам Торо и Сати, которые в процессе авторской обработки превращаются в фонетическую музыку (основанную на свойствах и характеристиках фонетики речи). Произведение написано для голоса, электронных инструментов. B жанровом отношении Песенники близки театральным акциям, цикл составляют вокально-театральные номера. Песенники близки еще одному яркому произведению Кейджа — Арии (1958), в которой используются несколько типов композиции Кейджа: алеаторика (неопределенность как метод композиции), музыкальная графика, тексты на разных языках, фонетическая музыка, при которой в тексте ослаблено логическое и синтаксическое начало, и усилено сонорно-фонетическое — музыкальное начало речи.

Тринадцать (1992) для инструментального ансамбля принадлежит позднему, так называемому ``числовому" периоду творчества Кейджа, когда композитор называл свои произведения по числу инструментов (от одного до 108).

М. Переверзева

 

 

Суббота, 7 сентября 2002 года, Конференц-зал МГК

(Б. Никитская, 11, корпус Рахманиновского зала)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

к 90-летию со дня рождения Джона КЕЙДЖА (1912-1992)

 

К.В. Зенкин Джон Кейдж и ``час нуль" культуры

Ю.Н. Холопов Вклад Кейджа в музыкальное мышление XX века

Д.П. Ухов Джон Кейдж и Энтони Берджесс: o будущем музыки (некоторые параллели)

М.И. Пекарский Кейдж и ударные инструменты. Барабанная юность папаши Кейджа

А.Б. Любимов K истории исполнения Кейджа в России

М.Э, Дубов Джон Кейдж. Школа игры c фортепиано

М.В. Воинова Органные сочинения Кейджа

М.В. Переверзева Сонорная модальность, или об одном методе композиции Кейджа

Н.К. Дроздецкая Идеи Джона Кейджа в советском андерграунде 70-80 -х годов:

от концептуалистов и постмодернистов до ``рокеров" и ``митьков"

С.А. Загний Метамузыка: 5'55"

[Произведение на слайдах]

Руководители: Ю. Н. Холопов, M. B. Переверзева

Начало в 11.00. Приглашаются все желающие

Составление и координация проекта:

Светлана САВЕНКО, Алексей ЛЮБИМОВ

Организация и информационная поддержка —

Культурный Центр “ДОМ” Директор - Николай ДМИТРИЕВ

 

 

B фойе открыта продажа первого в России CD музыки Джона Кейджа “Четыре Стены”

(продюсер Н. Дмитриев, фирма “Длинные руки”)

Начало в 19 часов

День рождения Кейджа

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей