ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ РАКОХОДА В МУЗЫКЕ XIII - XIX ВЕКОВ.

О СИММЕТРИИ В МУЗЫКЕ И СИНКРЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ИНВЕРСИИ И РАКОХОДА

Помимо поэтического жанра палиндрома, повлиявшего на возникновение ракохода в музыке, существует и специфически музыкальная генеалогия ракоходного движения, связанная с на­хождением его в одной системе с зеркальным обратимым контра­пунктом. Элементы ракохода возникают как частный случай ин­версии ещё в раннесредневековой мелодической линии, для кото­рой характерно по преимуществу поступенное движение. В ней инверсия и ракоход совпадают буквально, как в распространен­ной «теме» того времени, «ут, ре, ми, фа, соль, ля, соль, фа, ми, ре, ут», наглядно демонстрируя синкретические свойства средневеко­вой музыкальной инверсии. Еще в «Микрологе» Гвидо Аретинс-кого (XI в.) говорится, что повторение мелодии может быть «в обратном движении и даже теми же самыми ступенями, какими она шла при своем первом появлении» (87, т. 3, 526).


На подобной же горизонтальной зеркальности мелодии стро­ится и рефрен рондо «Li regard». Пример 2.

 

Если сравнить несколько музыкальных образцов, принадлежа­щих разным школам и стилям под этим углом зрения, то обнару­живаются многочисленные примеры такой горизонтальной сим­метрии нотного текста. Наиболее ранний заимствован из рожде­ственского органума - квадрупля Перотина «Viderunt{» (около 1200 года). Он помещен в нотном приложении к первому тому Исто­рии полифонии Ю.Евдокимовой (47, 270-290). Пример 1.


Симметричный рисунок мелодических фраз постоянно встре­чается в музыкальных образцах ХШ-ХVI веков: в двухголосном кондукте «De castitatus» из хрестоматии Пэрриша-Оула (108, 28), где каждый такт и полутакт (условные) организуются по принци­пу палиндрома - прямого и возвратного движения мелодических линий; в трехголосном бесконечном каноне У.Берда «Non nobis, Domine»; в восьмой части «Stabat Mater» Палестрины и в Мессе Х.Изаака, в которой мелодические рельефы почти всех частей (Kyrie, Christe, Et incarnatus) представляют ритмические вариан­ты одной и той же зеркальной монотемы: пример 3 а, б, в, г.

Зеркальность музыкальных фраз характерна не только для за­падноевропейской профессиональной культуры, ее можно встре­тить и в народной музыке, и в православных песнопениях. Гимн таборитов «Кто же вы, божьи воины» (Чехия, начало XV века) весь составлен из таких зеркальных фрагментов, как и «Достой­но» киевского распева из фонда Санкт-Петербургской духовной академии (№ 228/ Р, лист 52 оборот). Рукопись датируется концом ХМШШ ач.-ХVIII века. Большой распев «Да исправится молитва моя» из Соловецкого собрания рукописей (ГПБ им. Салтыкова-Щед­рина № 667/ 662, лист 32 оборот) открывается строго симметрич-


ной мелодической волной: пример 4 а. б. в.

Можно назвать и великого астронома И.Кеплера (1571-1630), который в своей книге «Гармония мира» (1619) представил музы­кальные символы планет в виде идеально симметричных зеркаль­ных «мотивов»: пример 5.

Перечень примеров на зеркальность такого типа можно завер­шить темой финала Девятой симфонии Л.Бетховена, основанной на том же самом принципе.

Исходя из анализа структуры фраз приведенных музыкальных образцов, можно с уверенностью заключить, что, во-первых, гене­зис ракохода безусловно связан с инверсией на том этапе развития музыкальной технологии, когда они существовали неразрывно (XII-XIII вв.); во-вторых, подобные зеркальные построения, совмещаю­щие инверсию и ракоход, не исчезли вместе с эстетикой средневеко­вья, а продолжают существовать в музыкальной практике последу­ющих эпох от Бетховена вплоть до современности (см. фрагмент первой части "Трех маленьких литургий" О.Мессиана (147,194)).

СИММЕТРИЯ В МУЗЫКЕ И ЗЕРКАЛЬНОСТЬ НОТНОГО ТЕКСТА

Эти примеры иллюстрируют одну из сторон проявления сим­метрии в музыке. Воплощение в искусстве законов симметрии имеет много аспектов, которые неоднократно привлекали внимание музыковедов. Можно назвать диссертации Л.Александровой (3), И.Барановой (6), С.Гончаренко (34,35), Б.Каракулова (58), С.Шипа


/164 165), статьи В.Бобровского (14), В.Холоповой (150), Ю.Хо-лопова (149) и др. только за последние два десятилетия.

В данном очерке нас интересуют определенные стороны этой проблемы, связанные только с одним из типов симметрии - зер­кальной симметрией инверсии и ракохода как наименее присущих временной природе музыки. Она освещается в книге С.Гончарен­ко на материале формообразования в творчестве композиторов XIX и первой половины XX века. Однако автор отмечает, что «в монографии не рассматривается предыстория концепции обрати­мости, хотя её роль в музыке средневековья, Возрождения и ба­рокко весьма значительна» (35, 5). Задача очерка - попытка вос­полнить этот пробел и рассказать о наиболее известных художе­ственных образцах, в основе которых лежит ракоходный прин­цип преобразования исходного музыкального материала.

Проявление в музыке черт симметрии, как и в других видах искусства и науки, в окружающей природе и мироздании, - высту­пает в качестве универсального закона гармонии. Союз музыки и математики существовал на протяжении многих веков. Он зало­жен в систему европейского образования, включающую музыку в математический квадривиум. Посредством этого единого и повто­ряющегося процесса обучения математический аппарат становился органичным элементом музыкального мышления композиторов, что и послужило основанием математику Г.В.Лейбницу дать сле­дующее определение: «Музыка есть арифметическое упражнение души, которая исчисляет себя, не зная об этом» (163,197). Извест­но, что математика и музыка равно входили в сферу творческих интересов и деятельности Джанстейбла и Й.Окегема. Матема­тикой и философией увлекался Я.Обрехт. С другой стороны, про­славленный учёным, математикам и астрономам, какими были И.Кеплер и М.Мерсенн, близок язык музыки, который они исполь­зовали в своих научных трактатах наряду с математическим язы­ком. Отто Бенеш пишет о «Гармонии мира», самом известном ас­трономическом трактате И.Кеплера: «Гармонию сфер он привёл в соотношение с гармоническими звуками и выразил в нотных зна­ках... мелодии, связанные с различными планетами» (7,187).

Символика чисел, заранее заданные параметры пропорцио­нальных соотношений голосов, разделов, частей произведения играли заметную роль в практической композиции. В статье Влротопопова «Проблемы формы в полифонических произве­дениях строгого стиля» упоминается о музыковедческих изыска­ниях М. ван Кревела и М.Хенце в сфере числовой символики и


математических схем и делается важное заключение: «Разумеется, игнорировать эти приёмы старых мастеров мы не вправе, но надо видеть подчиненное их значение по отношению к общевыразитель­ному характеру музыки... Слушатель и не догадывался о техни­ческой сложности композиции» (106,259-260). Подобные матема­тические «модели» выполняли в музыкальном произведении фун­кции структурообразующих элементов, подобно квадратному восьмитактовому периоду повторного строения в эпоху класси­цизма. В искусстве XX века наблюдается ренессанс «математичес­кой» музыки в творчестве А.Веберна, Я.Ксенакиса, А.Шнитке и С.Губайдулиной (о математических рядах в её произведениях рас­сказывается в книге В.Ценовой «Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной» (156)).

Это явление воспринимается вполне естественно, настолько в музыке многое непосредственно связано с законами симметрии, в первую очередь нотная запись: симметрия нотного стана, зеркаль­ная симметрия басового и скрипичного ключей на второй строке сверху и снизу и т.п. Следует подчеркнуть, что симметрия музы­кальных фигур рассчитана прежде всего на визуальное, а не слу­ховое восприятие. С помощью зрения мы постигаем симметрию окружающего мира - от красоты природы до эстетического на­слаждения архитектурными ансамблями. Архитектура в наиболь­шей степени, чем какой-либо другой вид искусства, основана на принципах зеркальной симметрии. Помня формулу, что архитек­тура - это застывшая музыка, а, следовательно, музыка - «теку­чая», подвижная архитектура, нельзя не учитывать два способа существования музыкального произведения в пространстве музы­кальной культуры: слухового - в звучащем исполнении и визуаль­ного, статичного - в нотной записи (об этом более детально в очер­ке об аудиовизуальности).

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей