ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА
Если по вертикали ракоходный контрапункт с небольшими нюансами подчиняется общей теории контрапункта, то в своей горизонтальной проекции он представляет особую и единственную разновидность сложного контрапункта.
Обращением ритма является его ракоход, так как ритм не имеет горизонтальной координаты (оси х), а только вертикальную (ось у). Зеркальное обращение или инверсия подвергает отражению только звуковысотную сторону мелодической линии, оставляя без изменений её ритмический рисунок и тем самым сохраняя вектор-ную направленность мелодического процесса, как в примере из «Золотого петушка», или ронделлюсе XIII в. (пример 6). В обоих случаях развёртывание мелодической линии происходит в соот-ветствии с логикой музыкального развития во времени. В ракоходном контрапункте, прежде всего, подвергается сомнению детерминированность этого процесса. Видоизменение ритмических параметров мелодии в ракоходном контрапункте в корне отличается от их привычного варьирования (уменьшения или увеличения). Поэтому и мелодическая, и ритмическая стороны линий, со- ставляющих контрапункт, выглядят совершенно по-новому.
Необычность, а, следовательно, и редкость ракоходного контрапункта связана с тем обстоятельством, что он значительно увеличивает степень новизны ракоходного варианта первоначальной мелодии. По сравнению с подвижными контрапунктами, где обе стороны (звуковысотная и ритмическая) стабильны, а меняются только темброво-регистровые параметры музыкального текста (вертикальный) и временные соотношения между вступлениями опять же стабильных голосов (горизонтальный), или видоизмене- нием только звуковысотной стороны мелодии в обратимом зер- кальном контрапункте, - степень новизны мелодической и ритми-
ческой деформации в ракоходном контрапункте превышает уро- вень «узнавания» текста, свойственный приёмам полифоническо-го варьирования, к которым относят различные типы сложного контрапункта. Следовательно, ракоходный контрапункт - един-ственный вид сложного контрапункта, в котором производное соединение выглядит как совершенно новый текст (таким он, по крайней мере, воспринимается на слух).
И в мензуральной, и в метрической тактовой системах коренным признаком ракохода является наличие симметрии ритмического рисунка как внутри такта, так и в более значительных масштабах, соответствующих мотиву и фразе (или мензуре). Подчеркнём, что симметрия должна проявляться не в обычном чередовании сильных и слабых долей, стабильности акцентов и т.п., а в ритмических рисунках мелодических линий, то есть в виде зеркальности этих ритмических фигур.
К первому типу симметричного ритма относится любое ритмическое движение ровными длительностями:
Ось симметрии в трёхдольных (нечётных) размерах приходится на вторую, центральную долю такта, в четырёхдольных расположена между второй и третьей. По аналогии с грамматикой вербального словесного языка, можно сказать, что ритмические оси бывают ударные и безударные, как гласные. Но это только при условии сохранения целостности ритмических долей в членении такта. Возможен, например, такой ритмический рисунок, при котором центральная доля нечётного метра окажется безударной:
Ко
второму типу симметричного ритма относится синкопированный ритм:
Синкопа представляет собой явление ритмической зеркальности, и наличие определённого количества синкоп в мелодических линиях может служить одним из важных признаков ракоходного контрапункта.
Синкопы можно подразделить на простые, где одна синкопированная фигура охватывает только две соседние доли - сильную и слабую, и сложные или составные, отличающиеся большей протяженностью.
В ракоходном каноне из «Tabulatura nova» С.Шейдта встреча-
ются примеры обоих типов синкоп: т.8
т.7
т.28
К третьему типу симметричного ритма относится зеркальный или необратимый ритм. Это его более сложная разновидность, сочетающая признаки первых двух (ровного и синкопированного), в результате чего образуется новый ритмический рисунок. Строго говоря, все три типа симметричных ритмов подчиняются законам зеркальной симметрии, но для классификации важны не только общие черты, выраженные в понятии «симметричный ритм», но и внутривидовые различия, которые особо подчеркнуты в этой типологии. Так, например, синкопа может быть необратимой, а может ею не быть - в случае дробления длительности.
Необратимый ритм (термин О.Мессиана) - особый вид симметричного ритмического рисунка, который состоит из прямого и ракоходного вариантов. Следовательно, он подобен форме палиндрома, одинаково читающейся и вперёд и назад, поэтому его можно было бы назвать и палиндромным ритмом.
Анализ ритмической стороны мелодических линий 14-го рондо Г.де Машо (пример 8) позволяет выявить интересную картину предпочтения, которое композитор отдаёт тем или иным ритмическим структурам, среди которых главное место занимают синкопы и зеркальные ритмы. В произведении обнаружено 12 различных ритмоформул:*
* указан № такта и линия, в которой следует искать ритмоформулу: в -верхняя, с. - средняя, н - нижняя
Всё остальное ритмическое «пространство» занято в основном целыми и половинными нотами.
В схеме указано сколько раз та или иная ритмоформула встречается в рондо. Она наглядно демонстрирует роль синкоп в ритмической ткани произведения и мастерство композитора, умело варьирующего несколько ритмических «зёрен». Методы варьирования представляют для нас особый интерес, так как Машо широко использует обращение ритма в необратимые ритмы. В рондо три ритмоформулы необратимых ритмов - 1I, 2I и 7I. Они встречаются неоднократно, первый повторен 6 раз, седьмой - 4 раза. Однако нас интересуют только прямые и ракоходные варианты рит-моформул, встречающиеся в тексте:
-
третий-прямой-превращается в девятый-ракоходный,
-
пятый-прямой-превращается в двенадцатый-ракоходный,
-
шестой-прямой-превращается в одиннадцатый-ракоходный,
- восьмой-прямой-превращается в десятый-ракоходный
Метод ракоходного обращения исходных
ритмоформул компози
тор проводит в этом произведении последовательно и всесторонне.
Можно сделать предположение, что практически любая мелодическая линия, оформленная ритмически с помощью синкопированных фигур и необратимых ритмов, - способна трансформироваться в собственный ракоходный вариант. То же касается и многоголосия, что подтверждает опыт проделанный нами с загадочным каноном И.С.Баха (№1074 по Каталогу Шмидера). Его возможно расшифровать не только в зеркальном обращении, как это сделано Ф.Марпургом и другими музыкантами, но в ракоходном и зеркально-ракоходном вариантах именно потому, что Бах подчеркнуто использовал в нём синкопы. Пример 52.
Четыре проекции баховского канона как бы перекликаются с содержанием гравюры М.Эшера «Другой мир» (См. иллюстрацию).
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей