ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА

Если по вертикали ракоходный контрапункт с небольшими нюансами подчиняется общей теории контрапункта, то в своей горизонтальной проекции он представляет особую и единствен­ную разновидность сложного контрапункта.

Обращением ритма является его ракоход, так как ритм не име­ет горизонтальной координаты (оси х), а только вертикальную (ось у). Зеркальное обращение или инверсия подвергает отражению только звуковысотную сторону мелодической линии, оставляя без изменений её ритмический рисунок и тем самым сохраняя вектор-ную направленность мелодического процесса, как в примере из «Золотого петушка», или ронделлюсе XIII в. (пример 6). В обоих случаях развёртывание мелодической линии происходит в соот-ветствии с логикой музыкального развития во времени. В рако­ходном контрапункте, прежде всего, подвергается сомнению де­терминированность этого процесса. Видоизменение ритмических  параметров мелодии в ракоходном контрапункте в корне отлича­ется от их привычного варьирования (уменьшения или увеличе­ния). Поэтому и мелодическая, и ритмическая стороны линий, со- ставляющих контрапункт, выглядят совершенно по-новому.

Необычность, а, следовательно, и редкость ракоходного кон­трапункта связана с тем обстоятельством, что он значительно уве­личивает степень новизны ракоходного варианта первоначальной  мелодии. По сравнению с подвижными контрапунктами, где обе  стороны (звуковысотная и ритмическая) стабильны, а меняются  только темброво-регистровые параметры музыкального текста  (вертикальный) и временные соотношения между вступлениями опять же стабильных голосов (горизонтальный), или видоизмене- нием только звуковысотной стороны мелодии в обратимом зер- кальном контрапункте, - степень новизны мелодической и ритми-

 ческой деформации в ракоходном контрапункте превышает уро- вень «узнавания» текста, свойственный приёмам полифоническо-го варьирования, к которым относят различные типы сложного контрапункта. Следовательно, ракоходный контрапункт - един-ственный вид сложного контрапункта, в котором производное соединение выглядит как совершенно новый текст (таким он, по крайней мере, воспринимается на слух).


И в мензуральной, и в метрической тактовой системах корен­ным признаком ракохода является наличие симметрии ритмичес­кого рисунка как внутри такта, так и в более значительных масш­табах, соответствующих мотиву и фразе (или мензуре). Подчерк­нём, что симметрия должна проявляться не в обычном чередова­нии сильных и слабых долей, стабильности акцентов и т.п., а в ритмических рисунках мелодических линий, то есть в виде зеркаль­ности этих ритмических фигур.

К первому типу симметричного ритма относится любое рит­мическое движение ровными длительностями:

Ось симметрии в трёхдольных (нечётных) размерах приходит­ся на вторую, центральную долю такта, в четырёхдольных распо­ложена между второй и третьей. По аналогии с грамматикой вер­бального словесного языка, можно сказать, что ритмические оси бывают ударные и безударные, как гласные. Но это только при условии сохранения целостности ритмических долей в членении такта. Возможен, например, такой ритмический рисунок, при ко­тором центральная доля нечётного метра окажется безударной:

Ко второму типу симметричного ритма относится синкопированный ритм:

Синкопа представляет собой явление ритмической зеркально­сти, и наличие определённого количества синкоп в мелодических линиях может служить одним из важных признаков ракоходного контрапункта.

Синкопы можно подразделить на простые, где одна синкопирован­ная фигура охватывает только две соседние доли - сильную и слабую, и сложные или составные, отличающиеся большей протяженностью.

В ракоходном каноне из «Tabulatura nova» С.Шейдта встреча-

ются примеры обоих типов синкоп: т.8


 т.7

т.28

К третьему типу симметричного ритма относится зеркальный или необратимый ритм. Это его более сложная разновидность, сочетающая признаки первых двух (ровного и синкопированно­го), в результате чего образуется новый ритмический рисунок.  Строго говоря, все три типа симметричных ритмов подчиняются законам зеркальной симметрии, но для классификации важны не только общие черты, выраженные в понятии «симметричный ритм», но и внутривидовые различия, которые особо подчеркну­ты в этой типологии. Так, например, синкопа может быть необра­тимой, а может ею не быть - в случае дробления длительности.

Необратимый ритм (термин О.Мессиана) - особый вид сим­метричного ритмического рисунка, который состоит из прямого и ракоходного вариантов. Следовательно, он подобен форме па­линдрома, одинаково читающейся и вперёд и назад, поэтому его можно было бы назвать и палиндромным ритмом.

Анализ ритмической стороны мелодических линий 14-го рон­до Г.де Машо (пример 8) позволяет выявить интересную картину предпочтения, которое композитор отдаёт тем или иным ритми­ческим структурам, среди которых главное место занимают син­копы и зеркальные ритмы. В произведении обнаружено 12 раз­личных ритмоформул:*

 

 * указан № такта и линия, в которой следует искать ритмоформулу: в ерхняя, с. - средняя, н - нижняя

Всё остальное ритмическое «пространство» занято в основном целыми и половинными нотами.

В схеме указано сколько раз та или иная ритмоформула встре­чается в рондо. Она наглядно демонстрирует роль синкоп в рит­мической ткани произведения и мастерство композитора, умело варьирующего несколько ритмических «зёрен». Методы варьиро­вания представляют для нас особый интерес, так как Машо широ­ко использует обращение ритма в необратимые ритмы. В рондо три ритмоформулы необратимых ритмов - 1I, 2I и 7I. Они встреча­ются неоднократно, первый повторен 6 раз, седьмой - 4 раза. Од­нако нас интересуют только прямые и ракоходные варианты рит-моформул, встречающиеся в тексте:

-  третий-прямой-превращается в девятый-ракоходный,

-  пятый-прямой-превращается в двенадцатый-ракоходный,

-  шестой-прямой-превращается в одиннадцатый-ракоходный,

-       восьмой-прямой-превращается в десятый-ракоходный


Метод ракоходного обращения исходных ритмоформул компози­
тор
проводит в этом произведении последовательно и всесторонне.

Можно сделать предположение, что практически любая мело­дическая линия, оформленная ритмически с помощью синкопиро­ванных фигур и необратимых ритмов, - способна трансформиро­ваться в собственный ракоходный вариант. То же касается и мно­гоголосия, что подтверждает опыт проделанный нами с загадоч­ным каноном И.С.Баха (№1074 по Каталогу Шмидера). Его воз­можно расшифровать не только в зеркальном обращении, как это сделано Ф.Марпургом и другими музыкантами, но в ракоходном и зеркально-ракоходном вариантах именно потому, что Бах под­черкнуто использовал в нём синкопы. Пример 52.




Четыре проекции баховского канона как бы перекликаются с содержанием гравюры М.Эшера «Другой мир» (См. иллюст­рацию).

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей