ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...                 

 

РАКОХОДНЫЙ КОНТРАПУНКТ

И РАКОХОДНЫЙ КАНОН.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

И ПРАВИЛА ПИСЬМА

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА

        

Ракоходный контрапункт входит составной частью, во-первых, в общую теорию контрапункта, во-вторых, в теорию обратимого контрапункта. В нём проявляются все вертикальные (высотные) закономерности простого контрапункта коль скоро он представ- ляет собой сочетание линий, дающее в результате созвучия, одна-ко содержатся и специфические признаки, указывающие на осо-бенности именно возвратного принципа движения, что и позволя-
ет отнести его к сложному контрапункту как части обратимого(наличие производного соединения).                                                       

В горизонтальной проекции - мелодической линии - ракоход-ное движение в некоторых чертах родственно обратимому, вплоть до полного совпадения обратимой и возвратной форм мелодии. Совпадение обоих вариантов наблюдается в тех случаях, когда мелодический фрагмент включает в себя поступенное движение или элементы зеркальной симметрии, о которых шла речь во 2-м очер­ке. Например, фраза царя Додона из оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова. Пример 50

:

По вертикальным параметрам ракоходный контрапункт, как
и обратимый, подчиняется общим законам простого контрапунк­
та и традиционной классификации интервалов: а) консонансы со-
вершенные и несовершенные и б) диссонансы.                                      

С.Танеев в «Фрагменте из варианта вступления к книге «Под­вижной контрапункт строгого письма» сделал важное для теории ракоходного контрапункта наблюдение: «из самого понятия от­ражения следует, что интервалы как в движении отдельных мело­дий, так и образуемые их соединением остаются при обращении . теми же самыми» (разрядка моя - Л.Р.) (133, 44).

С.Богатырёв в «Обратимом контрапункте» сформулировал эту мысль С.Танеева как «равенство величин интервалов в первона-

чальном и производном соединениях» (15,27). Это правило обра­тимого контрапункта распространяется и на ракоходный контра­пункт, причём, даже в большей степени, чем на зеркальный. Этот закон безусловно действует в двухголосном зеркальном контра­пункте, но зеркальное отражение в трёх- и четырёхголосии несколь­ко меняет смысл формулировки. Интервалы сохраняются, но рас­положение их превращает секстаккорд в квартсекстаккорд, квин-тсекстаккорд в секундаккорд. Можно уточнить, что внутренне симметричные аккорды сохраняются (трезвучие, септаккорд и тер-цквартаккорд), а не симметричные получают свою зеркальную проекцию по оси симметрии (секстаккорд - квартсекстаккорд, квинтсекстаккорд - секундаккорд). В ракоходном контрапункте, в отличие от предыдущего, этот закон действует в любом много­голосии, независимо от количества голосов.

Анализируя «горизонтальное обращение» (так С.Танеев назы­вал ракоход), он писал: «При этом обращении обратно перестав­ляются все точки, лежащие по горизонтальной линии. Отсюда дви­жение каждой мелодии является возвратным - от последней ноты к первой. Также и интервалы, образуемые их соединением, распо­лагаются в обратном порядке - от последнего к первому. Но ввиду того, что точки, лежащие по вертикальной линии, остаются меж­ду собою в прежнем отношении, верхний голос остаётся верхним, нижний - нижним» (133,45). Таким образом, ракоходный контра­пункт основан на принципе билатеральной (от лат. bi - дву(х) -lateralis- боковой, двусторонний) симметрии, имеющей правую и левую стороны, а не верх-низ, как в зеркальном обратимом кон­трапункте.

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей