ashtray.ru синтез искусств
Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...
РАКОХОДНЫЙ КОНТРАПУНКТ
И РАКОХОДНЫЙ КАНОН.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ПРАВИЛА ПИСЬМА
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РАКОХОДНОГО КОНТРАПУНКТА
Ракоходный контрапункт входит составной
частью, во-первых, в общую теорию контрапункта,
во-вторых, в теорию обратимого контрапункта. В нём проявляются все вертикальные
(высотные) закономерности простого контрапункта
коль скоро он представ- ляет собой сочетание линий, дающее в результате созвучия,
одна-ко содержатся и специфические
признаки, указывающие на осо-бенности именно возвратного принципа движения, что и позволя-
ет отнести его к сложному контрапункту как части обратимого(наличие
производного соединения).
В горизонтальной проекции - мелодической линии - ракоход-ное движение в некоторых чертах родственно обратимому, вплоть до полного совпадения обратимой и возвратной форм мелодии. Совпадение обоих вариантов наблюдается в тех случаях, когда мелодический фрагмент включает в себя поступенное движение или элементы зеркальной симметрии, о которых шла речь во 2-м очерке. Например, фраза царя Додона из оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова. Пример 50
:
По вертикальным параметрам ракоходный
контрапункт, как
и обратимый, подчиняется общим законам простого
контрапунк
та и традиционной классификации интервалов: а) консонансы со-
вершенные и несовершенные и б) диссонансы.
С.Танеев в «Фрагменте из варианта вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» сделал важное для теории ракоходного контрапункта наблюдение: «из самого понятия отражения следует, что интервалы как в движении отдельных мелодий, так и образуемые их соединением остаются при обращении . теми же самыми» (разрядка моя - Л.Р.) (133, 44).
С.Богатырёв в «Обратимом контрапункте» сформулировал эту мысль С.Танеева как «равенство величин интервалов в первона-
чальном и производном соединениях» (15,27). Это правило обратимого контрапункта распространяется и на ракоходный контрапункт, причём, даже в большей степени, чем на зеркальный. Этот закон безусловно действует в двухголосном зеркальном контрапункте, но зеркальное отражение в трёх- и четырёхголосии несколько меняет смысл формулировки. Интервалы сохраняются, но расположение их превращает секстаккорд в квартсекстаккорд, квин-тсекстаккорд в секундаккорд. Можно уточнить, что внутренне симметричные аккорды сохраняются (трезвучие, септаккорд и тер-цквартаккорд), а не симметричные получают свою зеркальную проекцию по оси симметрии (секстаккорд - квартсекстаккорд, квинтсекстаккорд - секундаккорд). В ракоходном контрапункте, в отличие от предыдущего, этот закон действует в любом многоголосии, независимо от количества голосов.
Анализируя «горизонтальное обращение» (так С.Танеев называл ракоход), он писал: «При этом обращении обратно переставляются все точки, лежащие по горизонтальной линии. Отсюда движение каждой мелодии является возвратным - от последней ноты к первой. Также и интервалы, образуемые их соединением, располагаются в обратном порядке - от последнего к первому. Но ввиду того, что точки, лежащие по вертикальной линии, остаются между собою в прежнем отношении, верхний голос остаётся верхним, нижний - нижним» (133,45). Таким образом, ракоходный контрапункт основан на принципе билатеральной (от лат. bi - дву(х) -lateralis- боковой, двусторонний) симметрии, имеющей правую и левую стороны, а не верх-низ, как в зеркальном обратимом контрапункте.
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей