ashtray.ru синтез искусств

Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома...

ОТ АВТОРА

Предлагаемые вниманию читателя очерки представляют наи­более занимательную и информативную часть диссертационных материалов, посвященных различным аспектам феномена палин­дрома в музыке и смежных видах искусств. Они проиллюстри­рованы редкими нотными примерами из труднодоступных за­рубежных источников, собранными за десятилетний период ра­боты над темой. Большинство художественных и инструктив­ных образцов приведены без расшифровки и описания, чтобы не лишать любознательного читателя удовольствия и практи­ческой пользы сделать это самому, независимо от того самосто­ятельно или в рамках учебных занятий будет он осваивать рако-ходную технику. Книга может быть использована в качестве пособия в вузовских курсах полифонии и композиции.

Автор выражает благодарность научному руководителю проф. В.В.Протопопову и кафедре теории музыки Московской консер­ватории за обсуждение и утверждение темы исследования, всем коллегам-музыковедам и филологам Московской, Санктпетербур-гской, Новосибирской и Донецкой консерватории, Санктпетер-бургского и Донецкого университетов за помощь в сборе матери­алов для докторской диссертации, а также рецензирование книги и отдельных очерков на разных этапах работы над ней: профессо­рам М.МГиршману, С.С.Гончаренко, Е.С.Зинькевич, И.К.Кузне­цову, В.Г.Москаленко, Н .А.Симаковой, К.И.Южак, И.В.Гамовой, Н.Диденко, С.В.Медовникову и Л.Б.Поплавской.

Особая признательность сотрудникам библиотеки Британско­го музея и Лейпцигского Бах-архива, а также сотрудникам кон­серваторских библиотек Донецка, Москвы и Санкт-Петербурга и лично М.А.Роменской за предоставленную возможность работать в их фондах и поиски раритетных источников.

Лидия Решетняк 

ВВЕДЕНИЕ

ФЕНОМЕН ПАЛИНДРОМА КАК ПРОБЛЕМА МУЗЫКОЗНАНИЯ

Ракоходный или палиндромный принцип преобразования му­зыкального текста относится к наименее изученной области ком­позиторской техники. Если остальные разновидности сложного контрапункта-вертикально-подвижного, горизонтально-подвиж­ного и обратимого «зеркального» -разработаны достаточно фун­даментально, то теории ракоходного контрапункта до настояще­го времени практически не существует, хотя история его развития насчитывает более семи веков.

Ракоходный контрапункт - редкостный вид обратимого кон­трапункта, в основе которого лежит принцип возвратного движе­ния. Ракоходное движение, в свою очередь, представляет собой приём организации музыкального текста, где производный вари­ант образуется путём обращения составляющих его элементов по горизонтали относительно воображаемой временной оси. В ста­тье В.Фраёнова из четвёртого тома Музыкальной энциклопедии приводится следующее определение: «Ракоходное движение - осо­бый тип преобразования мелодии, полифонической темы или це­лого музыкального построения, заключающийся в исполнении этой мелодии (построения) от конца к началу» (142, 528). Сово­купность всех проявлений ракоходного движения в музыке (воз­вратного варианта мелодии, ракоходного контрапункта или ра­коходного канона) целесообразно в дальнейшем обозначить еди­ным обобщающим понятием «ракоход» по аналогии с понятием «инверсия», существующим для разных форм обратимого «зер­кального» контрапункта. В недавнем прошлом в отечественной справочной литературе существовала некоторая терминологичес­кая расплывчатость в отношении ракохода. Его обозначали как возвратное или обратное движение, противодвижение, кребс (от немецкого krebsgang - ракоходное движение (213, 497)), горизон­тальное обращение. Но постепенно вместе с процессом проникно­вения в музыковедческий аппарат форм и понятий серийной му­зыки (40,62,68,69,73) современные дефиниции унифицировались в термины ракоход и ракоходная инверсия.

В истории музыкального палиндрома остаётся множество «белых пятен», относящихся к его происхождению, длительной эволюции и предпосылкам возрождения в музыке XX века. Пе-


ред исследователем предстает ряд интересных научных задач, обусловленных стремлением ликвидировать эти «белые пятна», что делает данную проблематику актуальной для современного музыкознания. Поэтому основное внимание уделено историчес­кому периоду ХIVIХ веков в контексте современности.

Дополнительный научный стимул для преподавателя полифо­нии заключается не только в отсутствии истории и теории ракохо-да, но и всесторонне разработанной методики его сочинения. От­ражением такого состояния музыковедческой науки о ракоходе являются учебные программы музыкальных вузов по полифонии, в которых даже не упоминается раздел, посвященный ракоходной технике и формам. Необходимо преодолеть углубляющееся несо­ответствие между теорией музыки и направленностью учебного процесса и композиторской практикой XX века, где широко и изоб­ретательно используется ракоход. Он стал обязательным компо­нентом современного музыкального языка, важным формообра­зующим фактором. Ведущие ученые-полифонисты ощущают это несоответствие и включают темы «Ракоходный контрапункт» и «Ракоходный канон» в авторские лекционные курсы. Насколько нам известно, эти темы входят в курсы полифонии для музыкове­дов и композиторов профессоров Московской и Санкт-Петербур­гской консерваторий Ю.К.Евдокимовой, А.П.Милки, НА.Сима-ковой, Ю.Н.Холопова и К.И.Южак, а в контексте серийной поли­фонии в спецкурсы И.К.Кузнецова и Р.Х.Лаула. Проблемами зер-кально-ракоходной формы в музыке Х1Х-ХХ вв. плодотворно занимается профессор Новосибирской консерватории С.С.Гонча-ренко. Обобщение их научных открытий и ценного опыта сдела­ло бы создание теории ракохода и методики его сочинения реаль­ностью уже в ближайшее время.

Формулируя первоочередные задачи исследования, необходи­мо разделить их на две подгруппы, исходя из необходимости ре­шения музыкально-исторических и теоретических проблем с од­ной стороны и философско-эстетических - с другой.

Специфически музыковедческие задачи заключаются: в выяв­лении генезиса ракоходного принципа преобразования музыкаль­ного текста; в систематизации и обобщении сведений, содержа­щихся в отечественной и зарубежной музыковедческой литерату­ре; в анализе музыкальных произведений и нотных образцов па­линдромов, основанных на ракоходной технике; в установлении правил письма и технологических приёмов ракоходного контра­пункта в многоголосии разных исторических эпох и стилевых направлений; в классификации типов ракоходного контрапункта и ракоходного канона, а также их сочетаний с обратимым «зеркаль­ным» и другими видами сложного контрапункта.

Решение задач второй подгруппы связано с осмыслением ос­новополагающих для искусства философско-эстетических понятий, обусловивших существование ракоходных процессов в музыке.

К ним следует отнести фундаментальную проблему реализа­ции в музыке законов симметрии, прежде всего зеркальной, при­менительно к ракоходному принципу преобразования музыкаль­ного текста. Ракоходное движение, генетически проистекающее из эстетического чувства симметрии как воплощения гармонии, всту­пает в противоречие со спецификой музыки как временного, век­торного искусства. Это важное обстоятельство приводит к видо­изменению пространственно-временных параметров, по-особому трансформируемых в ракоходе.

В музыкальном преломлении ракоходного принципа или прин­ципа возвратности находит отражение и философская идея воз­вращения, относящаяся к разряду вечных тем бытия и искусства и вновь актуализированная XX веком, от «Одиссеи» Гомера, Лао-Цзы до С.Кьеркегора и «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше.

Эстетика ракохода сложна, туманна и многокомпонентна. Она включает в себя признаки философии абсурда и элементы парадоксальной логики, тягу к математическим абстракциям, «магии» чисел и эстетику игры в широком и узком значении этого понятия.

В качестве игры ума, игры мастерства, шутки гения, понят­ной только посвящённым, загадки-лабиринта, заключающей в себе сокровенные тайны ремесла, - ракоход существовал на про­тяжении многих веков. Эта эстетическая константа проявляется в большинстве художественных образцов, основанных на рако­ходной технике и созданных великими композиторами ~ от Гий-ома де Машо, Я.Обрехта, Палестрины, С.Шейдта, И.С.Баха, И.Гайдна, В.А.Моцарта вплоть до А.Шёнберга, А.Веберна и И.Стравинского.

Разнообразие эстетической палитры, свойственной ракоход-ным явлениям в музыке, зыбкость и неоднозначность их трактов­ки и оценки, - свидетельствуют о неразработанности эстетики ра­кохода, которой ещё предстоит упорядочиться и сложиться в строй­ную систему.

Отдельной научной задачей представляется нам сопоставление поэтической и музыкальных форм палиндрома для выяснения всех

аспектов происхождения ракохода и его эволюции. В обоих изда­ниях «Мусикийской грамматики» Н.Дилецкого (на русском язы­ке под ред. В.В.Протопопова (42) и на украинском языке под ред. А.С.Цалай-Якименко (41)) шестая глава рукописи содержит раз­дел «Об амплификации, то есть о расширении композиции», где одним из способов такого расширения автор считает возвратное движение мелодии и сопоставляет обратный порядок слов в речи с обратным порядком звуков в музыке.

Литература, посвящённая ракоходу, немногочисленна. Совре­менные источники на русском языке ограничены упомянутой ста­тьей В.П.Фраё'нова из Музыкальной энциклопедии (142) и 18 па­раграфом его же учебника полифонии, вышедшего в 1987г. (143). Существуют две методические разработки Ф.Б.Бирюкова, издан­ные в Кишинёве в 1988 и 1989 гг., излагающие методику анализа горизонтально-обратимого контрапункта, но они, к сожалению недоступны для заинтересованных читателей, так как отсутству­ют в известных нам государственных библиотеках и консерватор­ских фондах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова и До­нецка. Собственно проблемы ракохода в их историко-стилевом контексте рассматриваются в единственной специальной статье американского музыковеда Р.Л.Тодда, посвящённой проявлени­ям «серийности» у Я.Обрехта «Ракоход, инверсия, ракоходная инверсия и связанные с ними техники в мессах Якоба Обрехта» (219) Последней по времени публикацией о ракоходе стал учебник полифонии Ю.Евдокимовой (2000 г.), где в разделе 17 системати­зируются различные виды обращений, в том числе и ракоход (см. таблицу 49, 118).

Отсутствие обобщающих работ, посвящённых истории и тео­рии ракохода, его эволюции в европейской музыке от эпохи сред­невековья до XX века частично восполняются отдельными факта­ми исторического и справочного характера, описанием нотных примеров на различные типы ракохода, которые можно почерп­нуть из музыкальных словарей-энциклопедий Г.Римана (213), Дж.Грова (194), Ф.Блюме (190), В.Апеля (183), из учебников ком­позиции и контрапункта XVIII века - Ф.Марпурга (203) и И.Аль-брехтсбергера (179), XIX века - Ф.Фетиса (192), А.Рейхи (211), Л.Керубини(186),А.Андре(182)ДДена(188),Г.Беллермана(184), Л.Бусслера (22), Э.Праута (208). Ценные сведения встречаются в трудах по истории музыки А.Амброса (180), Г.Римана (212), Г.Ри-за (209; 210) и др. Теоретического осмысления требуют идеи и фак­ты, содержащиеся в статьях и работах А.Берга (8), А.Веберна (24), А.Шёнберга (216), О.Мессиана (204; 205), Э.Кршенека (68; 69). Следует особо выделить ряд трудов, сыгравших основополагаю­щую роль в выборе автором темы исследования. Среди них мно­готомная «История полифонии» под редакцией Т.Ливановой и Вл.Протопопова, а в ней тома 2-А Ю.Евдокимовой (48) и 2-Б ТДубравской (44), монографии Н.Симаковой «Вокальные жан­ры эпохи Возрождения» (122), С.Гончаренко «Зеркальная симмет­рия в музыке» (35) и «Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов XX века» (34), статьи Вл.Протопопо­ва по проблемам формы в полифонических произведениях стро­гого стиля (103; 106) и Ю.Холопова «Канон. Генезис и ранние эта­пы развития» (148), «Теоретический очерк полифонии свободно­го письма» К.Южак (175) и статья МЛкубова «Полифонические черты мелодики Прокофьева» (178). Эти работы ввели в научный обиход ряд ранее неизвестных произведений и нотных образцов ракохода, указали текстологические источники и сделали доступ­ным содержание многих теоретических трактатов и рукописей. И, наконец, в обзоре литературы нельзя не упомянуть об основопо­лагающих трудах С.И.Танеева (131,132) и С.С.Богатырёва (15), заложивших фундамент теории ракоходного контрапункта. В 1967г. был опубликован «Фрагмент из варианта вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» (133), где С.Танеев изложил интересную научную концепцию, которую он обдумы­вал на рубеже Х1Х-ХХ вв., объединив зеркальный и ракоходный контрапункты в единую систему обратимых и предложил их мате­матическую модель, идеально совпавшую впоследствии с четырь­мя формами серии. В основу своей теории С.Танеев положил явле­ние симметрии, причем не только её аксиальную - осевую -разно­видность (относительно прямой или плоскости), котрорую часто только и ассоциируют с симметрией, но и центрально-симметрич­ную - относительно точки - для случаев ракоходной инверсии. Он объединяет зеркальный и ракоходный контрапункты в единую систему, исходя из симметричности аналогии с соответствующей парой подвижных контрапунктов. Модификации первоначально­го соединения С.Танеев называет обращениями: обращением вер­тикальным является обратимый зеркальный контрапункт, обра­щением горизонтальным -ракохолный. а совмещающий оба при­знака - вертикально-горизонтальным (то, что сейчас обозначает­ся как вдвойне-обратимый контрапункт или ракоходная инвер­сия К.1). Следовательно, в танеевскую систему обратимого кон­трапункта обязательно входил и ракоходный (Рукописи, содержа

щие столь ценные научные идеи, долго хранились в архиве невос­требованными и были опубликованы Ф.Арзамановым и Л.Кора-бельниковой только в 1967 году (133, 44)). Подтверждением его предвидения явилось открытие XX веком серийности, в которой ракоход впервые в своей истории стал обязательным компонен-том музыкальной системы, и широкая реализация ракоходного принципа в современной музыке. С.Богатырёв в «Обратимом кон­трапункте» воплотил только первую часть замысла С.Танеева, ограничившись «зеркальным» обращением, хотя на последних страницах книги процитировал нотный образец зеркально-рако-ходного контрапункта из «Трактата о фуге» Ф.Марпурга (203).

Проблематика ракохода привлекает к себе всё большее внима­ние исследователей и композиторов постепенным расширением перспективы, по мере углубления в тему открывающей всё новые и новые научные и творческие горизонты. Но если в музыкозна­нии XX века ракоходная техника, особенно в серийности, получи­ла сравнительно полное освещение в трудах А.Веберна (24), А.Шён­берга (216), Э.Кршенека (68,69), О.Мессиана (204, 205), Ю.Холо-пова (147,149), то предыстория эпохи современного возрождения ракохода нуждается в дополнительных изысканиях и уточнениях некоторых сведений, содержащихся в старинных трактатах и спра­вочных изданиях. Задача очерков - попытка соединить прошлое с настоящим в соответствии с перефразированным поэтическим афоризмом:

В прошлом грядущее зреет,

В будущем прошлое тлеет...

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей