Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

синтез искусств Комбинаторная литература

 

ТАТЬЯНА БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ КОМБИНАТОРНАЯ МУЗЫКА

Музыкальные экзерсисы по комбинаторному составлению мелодий начал испанский богослов XIII века Рамон Луллий. В XVII веке изобретение Луллия вдохновило немецкого иезуита Афанасиуса Кирхера на сочинение пятисотстраничного трактата «Универсалная музургия, или великое искусство созвучий и диссонансов» (Musurgia Universalis, 1650). Кирхер писал, что в любой области человеческой деятельности новое может быть достигнуто путем перебора небольшого числа основных элементов. 

В начале XVIII века многие немецкие композиторы интересовались механическими методами композиции. Среди них: Лоренс Христоф Мицлер, а также ученик И.С.Баха Иоганн Филипп Кирнбергер. В 1779 году австрийский композитор Максимиллиан Штадлер выпустил наборы таблиц тактов для производства менуэтов и трио с помощью игральных костей. Примерно в то же время в Лондоне выходит сочинение, позволяющее «любому лицу, даже совершенно не сведущему в музыке, сочинять десять тысяч менуэтов в самой приятной манере и без единой ошибки». Аналогичные анонимные работы приписывались иногда известным композиторам, например И.Гайдну.

Самое популярное сочинение такого рода, «Musikalisches Wurfelspiel», («Музыкальная игра в кости», 1792) приписывалось Моцарту. Оно состояло из 11*16=176 коротких тактов, позволяющих любителю, шестнадцать раз бросая кости, выбрать мелодию, модулирующую от основного тона к доминанте, и затем обратно к основному тону. Получается возможность выбора из 1116 возможных мелодий. Любитель с огромной вероятностью получал музыкальную пьесу, никогда прежде не существовавшую.

А около 1859 года в Лондоне вышла книга «Мелографикон» с подзаголовком «Новое сочинение по теории музыки, позволяющее сочинять бесчисленное множество мелодий, благодаря которым молодые люди, имеющие вкус к поэзии, обретают возможность перелагать свои стихи на музыку для голоса и фортепиано без необходимости научных познаний в этом виде искусства». (Цит по: Гарднер М. Машины, сочиняющие мелодию // Гарднер, М. Путешествие во времени. М.: Мир, 1990. Cс. 102-116).

В настоящее время композиторы-математики изобретают новые машины для сочинения музыки. (Маццола Г. М(2, Z)\Z2-o-scope; Гантер Б., Хенкель Х., Вилле Р. МУТАБОР // Музыка и математика. Зальцбургские беседы о музыке 1984 под председательством Герберта фон Караяна. М.: Наука, 1994. Сc.121-123; 124-126).

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей