Татьяна Бонч-Осмоловская

Курс лекций по комбинаторной литературе

 

Лекция 2. Комбинаторная литература. Экспоненциальные и факториальные перестановки элементов текста меньшего порядка (букв, слогов, слов, фраз, параграфов, страниц) в элементах текста большего порядка (слово, фраза, параграф, страница, глава). Таблица начал комбинаторных структур. Экспоненциальная литература: «41-й поцелуй» Кульмана. «Начало романа» Ж.Перека [B1]  .

В рамках изучения комбинаторной литературы мы будем рассматривать литературные произведения, образованные на основе формального комбинирования определенных элементов текста. К таким комбинациям относятся перестановки, сочетания, выделения, повторения или намеренное отсутствие элементов литературного текста.

Крупный литературный текст (роман, сборник стихотворений) структурно представляет собой совокупность, или множество более мелких текстовых единиц – глав, отдельных стихотворений, делящихся в свою очередь на параграфы или строфы, которые делятся на фразы (предложения), стихи, составленные из отдельных слов, состоящих из слогов и букв. Внутри каждой структуры можно комбинировать структуры меньших уровней. Так, могут переставляться буквы или слоги в слове; слова или буквы во фразе; параграфы, фразы, слова или буквы в главе или рассказе; и все элементы в крупной литературной форме.

Минимальной единицей для комбинаторной литературы принимается буква. В некоторых случаях комбинируются звуковые единицы, фонемы.

Определим сначала комбинаторный метод применительно к текстовым единицам. Наименьшая осмысленная структура текста есть слово. Слово может быть рассмотрено как текст первого порядка, обладающий семантической цельностью и состоящий из элементов, букв или слогов, которые не носят семантической значимости.  

Введем следующее формальное определение: слово М (от mot – слово, фр.) обладает смыслом SM и состоит из набора { L } букв L (от lettre – буква, фр.), расположенных в определенном порядке О (от ordre – порядок, фр.):

 

Ml = { SM, l 1n, Ol}, где Ol (M) = {1,2,..n}                                                      (1)

 

Набор букв  { L } позволяет следующие возможности расстановки его элементов в порядке О: 1) ни один из порядков букв Ol не приводит к осмысленным прочтению, 2) существует ровно один порядок Ol, при котором набор букв приобретает некоторое осмысленное, удостоверенное авторитетным словарем, значение, и тем самым превращается в слово:

$! О1= {1,2,..m}:  Ml = { SM, l 1n, Ol},

3) существует несколько таких порядков Ol1, Ol2,.. :

$ k>1, Оlk:       Ml = { SM, l 1n, Olk},

Общее число возможных комбинаций вычисляется как факториал количества букв в наборе: n! = n*(n-1)*(n-2)…*2*1.

То есть, для данного набора { L }, определяющего n! всевозможных расстановок букв, возможны kÎ (0, n!) расстановок, обладающих смыслами, которые могут быть названы словами.

Для текстовых элементов больше первого порядка – фраз, абзацев, глав... , или, в случае поэтического текста – стихов, строф, стихотворений... перестановки элементов меньших тестовых порядков (соответственно, слов, фраз, абзацев... и слов, стихов, строф..) определяют словесные, фразовые и прочие процедуры комбинаторной литературы.

Эти формы получили название анаграммы, палиндромы, другие, о которых мы будем говорить.

Для пары слов М1 и М2 со значениями S1 и S2 соответственно, состоящих из одного и того же набора букв { L }, расположенных в различных порядках O1 и O2, назовем буквенной анаграммой такую операцию А по перестановке букв, которая порядку букв первого слова ставит в соответствие порядок букв второго слова:

А(М1) = М2

Если для простоты считать первое слово исходным, и порядок букв в нем прямым: (1, 2, …n), тогда второе слово будет обладать неким порядком, отличным от исходного (o1, o2, … on), и:

                       

1  2  3    n

А =                              =  (o1 o2 o3… on)

                        o1 o2 o3… on

 

О буквенном палиндроме слова как операции Р (М) по перестановке букв слова в обратном порядке, будем говорить, если получающая комбинация букв также будет являться словом, то есть обладать неким значением S:

1   2         3  …(n-1) n

P =                                             =  (n (n-1) (n-2)…   2    1)

                        n (n-1) (n-2)…   2    1

 

Р(М) = М’,

            Ml’= { SM, l n1, Ol}, где Ol (M) = {n, n-1,..1} = Ol-1 (M)

Само слово М’, получающееся в результате операции Р традиционно также называется палиндромом. 

Обыкновенно слово, получающееся при обратном прочтении исходного слова, совпадает с исходным: Ml’ = Ml, S = S.

Например:                              Ш А Л А Ш

P (ШАЛАШ) =                       5   4  3  2   1   =  Ш А Л А Ш

В случае, когда при обратном прочтении получается слово, отличное от исходного: Ml¹ Ml, S ¹ S, говорят о сатанинских палиндромах, или оборотнях (термин С.Федина).

Например:                              Т  Е  Л  Е  К  С

P (ШАЛАШ) =                       6   5   4  3  2   1   =  С К Е Л Е Т

Аналогичным оразом определяются комбинаторные преобразования слова в зависимости от слогов.

В следующей таблице представлены примеры возможных комбинаторных преобразований слова (в зависимости от буквы и слога) и фразы (в зависимости от буквы и слога).

 

слово

фраза

буква

анаграмма: брак-краб, ампир-прима, салат-атлас

 

собствмена: Токио-Киото

 

рекордные: старорежимность-нерасторжимость (15 букв)

 

многовариант.: марш-шарм-шрам

 

антиграмма: барыня-рабыня

 

цикл.перест.: трос-рост-остр

 

миниграммы: дилер-лидер, тушка-шутка

 

анаграмма: мир в агонии – и в гармонии

 

Что нам весна, или за ней дано?

Одна мечта: знай сон и пей вино! (В.Брюсов)

 

перераспределит.: и злюка из люка (С.Федин)

 

Всех лопали

И все хлопали (М.Яснов)

 

Поэта путь мой

По этапу тьмой (Д.Авалиани)

 

двоесловие: ХристианАМ (Д.А)

не раСШАтали бы (Д.А)

дьяВОЛ ЖИвет (С.Ф.)

 

миниграммы: небу важная мера, не бумажная вера (Д.А.); свинопас вино спас (О.Федина)

 

палиндром: шабаш, поп, довод

 

оборотни: тик-кит, клоп-полк, апорт-тропа

 

собств.: Алла, Тит

палиндром: уведи у вора корову и деву

На в лоб, болван!

Я не реву – уверен я

Дорого небо, да надобен огород (Д.А.)

Кругооборотень: Браво, повар!

Депутату – педагога! (А.Бубнов)

 

омоним:  коса, вид, замок, попугай, луг (лук)

 

 

hyp-hen: на бал кони, про хвост

 

слог

анаграмма: банка-кабан, казна-наказ, папа

миниграмма: на дворе трава, на траве дрова

 

палиндром: царица, калитка

палиндром: Сыро от росы (А.Бубнов)

Среди анаграмм выделяют такие подвиды как анаграммы собственных имен, рекордные по количеству букв анаграммы, многовариантные анаграммы, антиграммы, в которых при перестановке букв значение слова меняется на противоположное, миниграммы, осуществляемые перестановкой толлько двух букв в слове, и циклические перестановки. Палиндромы делятся на собственно палиндромы, инвариантные при прочтении в обратном порядке, и палиндромы-оборотни, у которых смыслы слов при прямом и обратном прочтении не совпадают. Кроме того, можно рассматривать омоним как комбинаторное преобразование, которое при сохранении порядка букв слова меняется его значение. Еще один, кроме букв, знак текста – пробел. Перестановка пробела дает преобразование, известное в английской литературе как hyp-hen.

Для текстов, размерность которых больше или равна фразе, возможны уже перестановки семантически значащих текстовых единиц, начиная со слов. Тем самым, возможности комбинаторной литературы резко возрастают – если для пяти буквенного слова количество возможных анаграмм редко превышает три-четыре, для фраз их количество приближается к максимально возможному, определяемому числом всех возможных перестановок. При этом все тексты будут в какой-то мере значащими.

В случае, когда вариантов расположения текстовых элементов более одного, прочтение текста может осуществляться различными способами.

Если выбирается независимые элементы, то из множества n всех вариантов можно осуществить  выбор одного элемента n способами, следующий независимый выбор осуществляется также n способами, что для совокупности двух «бросков кубика» дает n2 возможностей, и так далее. Общее количество вариантов задается формулой nk , и определяется экспоненциальным законом (переход к экспоненте в основании степени осуществляется по известной формуле, верной для любого целого n: n = e ln n.

Другой способ прочтения осуществляется при последоватеьном прочтении текстовых элементов, что дает возможность из всей совокупности элементов текста выбрать сначала первый элемент (n способами), затем – второй элемент (n-1) способами, и так далее. Таким образом все элементы образуют единый текст, собираясь в разном порядке. Это факториальный способ прочтения, и число вариантов задается факториальным законом n!

Как мы увидим дальше, в некоторых случаях текст может допускать и факториальный, и экспоненциальный способ комбинации его элементов.

В качестве примера такого текста приведем стихотворение немецкого поэта Кувринус Кульмана (Quirinus Kuhlmann,  1651-1689. Кульман был, возможно, первым экуменистом, кто пытался, через триста лет после Луллия, на основе тождественности основных положений христианской религии показать единство ее ветвей, представив их как различные комбинации одного целого. Он развивал этот тезис в своем главном труде, сборнике стихотворений «Поцелуи любви».

В книге Kuehlpsalter (1684-1686) он рассказывает о своей жизни в весьма провокативной манере, представяя себя как пророка, кто спасет мир и приведет его к обещанному в Библии тысячелетнему царству, а свою книгу как третью часть Библии после Ветхого и Нового завета.

Несмотря на экстатически выразительный стиль некоторых поэм Кульмана, они характеризуются строгой формой и рациональным устройством. Мы рассмотрим здесь известное 41-е стихотворение из этого сборника, представляющее собой простой набор комбинируемых вариантов: Der XLI. Libes-Kuß

Auf Ost / Wind / Sonn / Nord / Frost / Hitz / See / Feur / Süd / Schlacht / Nacht / West / Dunst und Plagen
Folgt Hitz / Still / Licht / Kält / Schnee / Blitz / Land / Brand / Wärmd / Blutt / Tag / Lust / Glantz und Noth.
Auf Schmertz / Ach / Hohn / Pein / Schmach / Leid / Qual / Kreutz / Schimpff / Angst / Krig / Streit / Tükk als Spott
Wil Schertz / Rath / Lohn / Zir / Ehr / Freud / Ruh / Nutz / Glimpf / Trost / Sig / Frid / Glükk stets tagen.

Der Rauch / Fisch / Lamm / Gold / Gems / Mond / Flamm / Frosch / Glunst / Storch / Perl / Baum / Ochs und Magen
Libt Dampf / Flutt / Feld / Glutt / Berg / Schein / Asch / Teich / Stroh / Dach / Schaum / Frucht / Wiß und Brot.
Der Printz / Treu / Schütz / Mund / Mensch / Rach / Müh / Schiff / Kunst / Spil / Fleiß / Sorg / Geitz und GOtt
Suchts Thron / Hold / Zil / Kuß / Schlaff / Mord / Lob / Port / Gunst / Zank / Preiß / Sarg / Geld Danksagen.

Was Feur / recht / schwer / stark / eins / weiß / lang / Lufft / groß / Gutt / ja / weit / hoch genennt
Pflegt Flutt / krum / leicht / schwach / drei / schwartz / breit / Erd / klein / Böß / Nein / nah / tiff zumeiden
Auch klug / lib / Schertz / Geist / Mutt / Witz / Ruhm / Zir / Freund / Lust / Seel / Lob / Frid muß scheiden
Wo Trug / Haß / Schmertz / Fleisch / Furcht / Wein / Angst / Schmach / Feind / Weh / Leib / Hohn / Streit schon rennt.

Alles wechselt; alles libet; alles scheinet was zu hassen:
Wer nur disem nach wird-denken / muß di Menschen Weißheit fassen.

 

41-й поцелуй любви. О тщете всего человеческого

После востока, ветра, рассвета, севера, мороза, жары, моря, огня, юга, войны, ночи, запада, жажды и наказаний.

Приходит зной, тишина, свет, мороз, снег, молния, земля, жара, тепло, кровь, день, радость, ясность и скорбь.

После боли, крика, насмешек, мучений, позора, горя, страданий, бремени, вины, страха, войны, конфликтов, порока и насмешек

Желание шуток, совета, награды, грации, почитания, радости, покоя, достатка, удовольствия, утешения, победы, согласия, счастья  всегда настает.

 

Как дым, рыба, ягненок, золото, серна, луна, пламя, лягушка, грязь, аист, жемчужина, дерево, бык и желудок

Любит пар, прилив, поле, зной, гору, сияние, миску, пруд, солому, крышу, пену, фрукт, луг и хлеб,

Так князь, верность, охранник, рот, человек, раздражение, хлопоты, корабль, искусство, игра, усердие, тревога, скупость и Бог

Ищет трона, зароков, цели, поцелуя, сна, смерти, награды, гавани, милости, ссоры, залога, могилу, денег и славы.

 

Как огонь, правый, тяжелый, сильный, единственный, белый, длинный, воздух, большой, благо, даже, дальний высоким назван,

Забота потоков, кривых, легких, слабых, трех, черных, широких, земли, маленьких, зла, отказа, близких глубоко сближает.

Также умному, милому, шутке, уму, мужеству, смеху, славе, грации, другу, радости, душе, похвале, миру следует различать

Куда ложь, ненависть, боль, плоть, страх, вино, тревога, позор, враг, горе, тело, насмешка, ссора уже направляется.

 

Все меняется; все жаждет любви; всё кажется что-то ненавидящим:

Только тот, кто будет это знать, Постигнет мудрость человеческую.

 

Это стихотворение можно читать, расставляя слова в строке в любом порядке, что определяет факториаьную формулу, (13!)12. Можно его читать и выбирая из набора слов в каждой строке по одному. Тогда всего будет 13!12 вариантов стихотворения, некоторые из которых приводятмя ниже:

                        После севера              приходит ясность

                        После горя                  желание покоя всегда настает

                                    Как золото      любит пруд

                                    Так верность  ищет славы.

 

                                    Как тяжелый высоким назван,

                                    Забота кривых глубоко сближает.

Также  милому следует различать,

Куда скорбь уже направляется.

 

Все меняется; все жаждет любви; всё кажется что-то ненавидящим:

Только тот, кто будет это знать,

Постигнет мудрость человеческую.

Или:

                   После жары                приходит молния

                        После порока             желание удовольствия всегда настает

                                    Как ягненок    любит поле

                                    Так князь        ищет награды.

 

                                    Как огонь высоким назван,

                                    Забота трех глубоко сближает,

Также мужеству следует различать,

Куда ненависть уже направляется.

 

Все меняется; все жаждет любви; все кажется что-то ненавидящим:

Только тот, кто будет это знать,

Постигнет мудрость человеческую.

Или:

                   После ветра                приходит зной

                        После вины                желание совета всегда настает

                                    Как рыба        любит прилив

                                    Так человек    ищет могилу.

 

                                    Как сильный высоким назван

                                    Забота слабых глубоко сближает.

Также радости следует различать,

Куда ссора уже направляется.

 

Все меняется; все жаждет любви; всё кажется что-то ненавидящим:

Только тот, кто будет это знать,

Постигнет мудрость человеческую.

 

Возможно, и ни один из описанных рецептов прочтения не совпадает с авторским, а нужно, например, сочетать по два слова в строке, и т.п. 

Однако, при любом способе чтения в стихотворениях предстает калейдоскоп чувств и отношений, вся совокупность возможных и невозможных причинно-следственных связей, событий и зависимостей. В этой карусели, названной тщетой или суетой, реальны и вечны только сами перемены, и, на фоне кажущейся ненависти, вечной предсталяется одна реальность – потребность в любви.

После своего просветвления Кульман отправился проповедовать по миру, он бывал на площадях и при дворах Европы и Малой Азии, пока не прибыл в Москву. Он проповедовал в Лондоне, Париже, Амстердаме, Женеве, Лозанне, Единбурге и Йорке перед высокими сановниками. В том числе он был в 1678-79 годах в Константинополе с попыткой обращения султана, которая, впрочем, ни к чему не привела. Окончил он свои дни трагическим образом, в Москве. Кульман послал свои стихи Петру I, пытаясь заинтересовать его экуменистической идеей, но царь выбросил их в корзину. По обвинению в ереси, заговоре и богохульстве Кульман был в Москве арестован и после многомесячных пыток был сожжен, став единственным немецким поэтом, погибшим за свое искусство.

 

Возможности комбинаторных текстов простираются во все литературные жанры и стили. Более игровые варианты их создает в ХХ веке улипист Жорж Перек. Ему принадлежат разработки комбинаторных почтовых открыток, в текстах которых можно заменять название городов, описание местности, погоды, занятий, слов приветствий.

Ему же принадлежат 4096 (212) «Стихотворений в прозе для Фабрицио Клирици» и прозаический комбинаторный текст «Первая глава». Это произведение представляет собой один параграф из трех предложений, каждое из которых разбивается на три фразы, которые можно составлять произвольным образом из заданных словосочетаний. Всего глав получается 39 = 19 683 вариантов:

 

В ожидании телефонного звонка

 

После завтрака

 

 

 

Поскольку была 33 градусная жара,

секретарь мэрии

 

 

президент Содружества выпускников версальского лицея

 

Анри Брюлард

закрыл окно.

 

 

предпочел отказаться от ежедневной прогулки.

 

 

решил, что он немного посидит в маленькой гостиной.

 

 

Это был полный мужчина

 

Это был человек небольшого роста

 

Это был очень высокий человек

 

с пухлыми губами,

 

 

с бледными глазами,

 

с открытым лицом,

 

астматик, страдающий болезнью глаз.

 

носящий всегда один и тот же старый костюм.

 

одетый со сдержанной элегантностью.

 

Он управлял своим делом с осторожностью

 

Он мечтал поехать в Африку

 

 

Он был кадровым офицером

и другие говорили о нем,

 

 

и рассказывал своим детям,

 

 

и часто думал,

что он честно выполняет свои обязанности.

 

что он получил солнечный удар, немао повредивший ему.

 

что он предпочел бы заняться своей коллекцией марок, завещанной ему дедом.

 

Среди других авторов комбинаторных произведений – Мишель Бутор (Michel Butor) со стихотворением «Don Juan mis au net», Гэль Четфильд (Hale Chatfield) «Lifesongs: combinatoric poem» и другие (см. http://www.infolipo.org/ambroise/infolipo/ ), и другие авторы, о которых мы поговорим на следующих лекциях.

 


 

лекция 1 лекция 2 лекция 3 лекция 4 лекция 5 лекция 6 лекция 7 лекция 8 лекция 9 лекция 10 лекция 11 лекция 12 лекция 13 лекция 14