Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

Человек-пила

интервью с музыкальными иллюстрациями 

 

...Двуручная пила - инструмент для поперечного

раскроя круглого леса, брусьев и толстых досок

(статья из энциклопедии)

  Однажды, гуляя по подземному переходу, я услышала поистине неземные звуки. Остановилась, послушала. Безумно красиво. Чем-то напоминает терменвокс, но пожалуй, еще лучше. Безупречное бельканто итальянских арий. Легкий шорох музыки сфер. За этими размышлениями я как-то не сразу заметила, что исполнитель играет смычком …на пиле (!!).

  Вскоре я с ним познакомилась - оказалось, что его зовут Сергей Вяткин. Телефон сразу же потеряла. Пришлось отлавливать Сергея по переходам Москвы. Наконец мы назначили встречу в переходе под Манежной площадью. Через несколько дней я там стояла с диктофоном, а Сергей - с пилой, и мы беседовали.

Техника игры на пиле

- Сергей. Как же у вас появилась идея играть на пиле??? Честно говоря, я еще такого не видела!

-Ну как же – я уже давно знал из фильмов, что играют на пиле, и давно хотел научиться. Вообще-то я контрабасист по образованию, а пилу стал осваивать лет пять-шесть назад, наработал репертуар… У меня были разные пилы. Вот эту подарил один немец. Они тоже, оказываются, играют на пилах.

- ??

- Редко, конечно. И в Москве тоже, я знаю, играют на разных пилах. И у всех свой способ игры. У меня – контрабасовый.

- Какие же пилы, в таком случае, лучше звучат?

-Двуручные - знаете, те, которыми пилят лес… Моя двуручная пила для меня оптимальна – я в ней кое-что усовершенствовал, доделал вручную и отшлифовал, так что она звучит хорошо и меня полностью устраивает.

- Расскажите, пожалуйста, о репертуаре! Я как-то проходила под Моховой и слышала вас – вы играли Чайковского …

- Да, я кое-что из Чайковского играю. Играю классику, которая у всех на слуху, эстраду («Биттлз», например), русские народные песни. Вообще на пиле можно сыграть все, что угодно. Хотя, конечно, и не то, что можно сыграть на скрипке - все-таки каждый инструмент имеет свои ограничения и возможности, нельзя один инструмент заменить другим. Но у пилы довольно большие возможности.

-Что для пилы самое сложное?

-Это трудный вопрос, многое зависит от темпа.

-Ну, скажем так – если взять виртуозную музыку: что для пилы виртуозно?

-Какие-нибудь быстрые пассажи.

-Вы что, играете даже быстрые пассажи на пиле???

-Ну, кое-что. В ограниченном, конечно, количестве.

 

Небольшое отступление: Сергей играет стоя, держит пилу любовно, как контрабас. Играет контрабасовым смычком. Высотность нот меняется изменением изгиба пилы.

Такая «постановка» в своем роде уникальна – как говорит Сергей, большинство исполнителей играют сидя, и на маленьких пилах. Вообще на пиле он играет, по его собственным словам, «по-своему».

Но вернемся к беседе.

-В чем заключается своеобразие вашей игры? Есть какие-то секреты?

- Секретов нет. Есть как бы технические нюансы, которые трудно передать. В чем они заключаются, сказать трудно. Это мелкие нюансы – в том числе и смычком…

-Мне кажется, вы канифолите смычок?

-Ну конечно! Для контрабасового смычка волос всегда натирается контрабасовой канифолью.

-Это понятно, но ведь одно дело, когда волос смычка соприкасается со струной, а тут железо - это все-таки удивительно!

-Ну, а струны на любом струнном инструменте - они ведь тоже металлические. Пила – это такая же струна, только плоская.

-Сколько вы занимаетесь на пиле дома, чтобы не выходить из формы?

- Ну, вот сейчас я занимаюсь здесь, в переходе. А так, когда как - стараюсь находить время по утрам, по вечерам …. Например, когда разучиваю что-то новое или когда что-то возникает в голове и начинаю подбирать.

- Я вижу, у вас специальный футляр для пилы – очень удобно, он чем-то напоминает скрипичный, можно в него уложить пилу, смычок, канифоль…

-Он специально сделан, по заказу, вручную - и я в этом принимал участие.

-Мастер, который это делал, не удивился?

-А мастер как раз и придумал такую конструкцию.

-То есть он в курсе, что люди играют на пилах?

-Да.

-Ага...

Я озадачена.

Короб Пандоры

и скифская арфа

  Сергей играет в группе «Дядя Го» - www.goh.ru .

  Название группы, как он говорит, связано со сказкой - некто по имени дядя Го создал живую картину и всех людей, которые ему понравились либо что-то не нашли в этой жизни, он забирает на картину. Группа родом из Барнаула, в ней пять человек, для концертов часто привлекают еще несколько музыкантов и художников – всего бывает восемь человек или больше. Сам Сергей окончил барнаульское училище как контрабасист, учился в Новосибирской консерватории. Активно интересовался физикой и акустикой.

  Группа участвовала в нескольких фестивалях – например, фестивале имени Курехина, в фестивале «Рок на быстрой реке» в горном Алтае, в недавнем московском «Этнолайфе». На одном фестивале электронной музыки Сергей играл на терменвоксе.

-Сергей, а вы знаете, вообще звук вашей пилы очень сильно напоминает терменвокс!

-Да, мне многие это говорят… - (Мне кажется, музыкант польщен…) – Я, кстати, очень увлекался терменвоксом, паял микросхемы…Создавал свой вариант терменвокса…

-Вы можете сравнить эти два инструмента?

- У терменвокса, с одной стороны, больше возможностей - у него диапазон в восемь октав. У пилы тоже есть так называемые унтертоны - низкие тоны, и высокие тоны тоже. Но рабочий, мелодический диапазон у нее где-то две с половиной - три октавы (примерно от «до» малой октавы и где-то до «до» второй, может даже и третьей октавы). Но можно периодически залезать и выше. А возможности эффектов на пиле - безграничные.

-Какие еще необычные инструменты вы используете?

-Есть один инструмент, который мы сами сделали. Наш лидер группы Чикишев в Германии посмотрел его у одного музыкального психотерапевта, и потом мы заказали его у мастера в России. Это такой большой полутораметровый короб– на него можно садиться и стучать по нему специальными колотушками. Получаются очень интересные звуки, и идет очень интересная вибрация, так что это одновременно и музыкальный, и терапевтический инструмент. Мы его много испытывали, и во всех случаях он давал положительный результат…

- А как он называется?

-Мы его назвали «Короб Пандоры».

-У вас, я вижу, мифология очень сильно задействована! Наверняка играете и на этнических инструментах…

- Да, играем на африканской джамбе, на диджериду (это такая большая труба, на ней играют на Востоке), разных турецких барабанах, индийских инструментах. Я еще играю на алтайском роге, на комусе, на латиноамериканской «палочке дождя». У нас есть большой африканский барабан, деревянный, в форме рюмки, потом еще что-то, много разных инструментов… Есть восстановленная скифская арфа, я на ней играю, и у нас есть скифский проект…

-Расскажите подробнее о скифах, пожалуйста!

-Это началось, когда в курганах горного Алтая откопали так называемую скифскую арфу, - сейчас она хранится в Эрмитаже. Наш мастер Гнездилов из Барнаула воссоздал этот инструмент, чтобы он звучал, получился концертный вариант. На самом деле он сделал несколько вариантов инструментов - что-то додумал, что-то смотрел в Эрмитаже. В общем, получился инструмент, звучащий довольно неплохо. Мы с ним выступали в различных местах - и на фестивалях, и на концертах - иногда отдельно, иногда вместе с другими инструментами. Получается интересная, спонтанно-импровизационная музыка - конечно, название «скифская» условно, потому что скифов и их музыки уже нет… В таких «скифских» импровизациях мы используем и этнические инструменты, и на них тоже импровизируем – это горноалтайские шоры, комус, топшур… разные инструменты…

…Уже не помню, на чем конкретно закончился наш разговор. Кажется, мы обменялись ссылками на сайты. Я не осмелилась дольше отвлекать замечательного музыканта от его пилы. Попрощалась и ушла, хотя на самом деле потом еще долго стояла за углом и подслушивала.

Сергей сначала с облегчением, любовно, благостно заиграл - O Sole Mio!

Потом он вдруг запечалился – и музыка изменилась.

Мимо шли люди, говорили о чем-то довольно скучном, а откуда-то сверху, как музыка сфер, неслось….. – «Шербургские зонтики»…. Мелодия звучала печально…. Может, я и слышала когда-нибудь что-то красивее,  но с трудом это помню.

Послушайте:

Фрагмент 1 - файл mp3, 360 Кб.

Фрагмент 2 - файл mp3, 900 Кб.

 

Ash

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей