Если вы не видите флеш-меню, нажмите сюда

статьи

 

ПАРАДОКС О ЗРИТЕЛЕ

этюд о виртуальных реальностях

 

Где-то я прочла, что актеру со сцены нельзя смотреть в публику и встречаться глазами со зрителем – у зрителя это вызывает своеобразный шок или в лучшем случае сильные отрицательные эмоции.

Мне стало интересно, так ли это, и я это проверила.

После нескольких опытов признаю, что это действительно так. Незнакомые люди выражают всем своим видом резко негативное отношение к такому вторжению в их пространство, знакомые люди превращаются в соляной столб. Никто из нас не отводит при этом глаза, что очень странно. Как загипнотизированные, смотрим мы друг на друга – актер и зритель, и приятным это странное безмолвное общение не назовешь.

Потом я начала понимать, в чем дело. Любое представление, спектакль, концерт – это своего рода допущение, игра, в которую играют обе стороны – актеры и зрители. И те, и другие негласно довариваются друг с другом, что актер представляет иную реальность, а зритель в нее соглашается поверить и “перенестись”. В случае, если спектакль/концерт удался, это действительно происходит. При этом зритель должен себя чувствовать в стороне, в безопасности, он наблюдатель за стеклом, которое прозрачно только с одной стороны, а с другой словно представляет из себя зеркало.

А Клеопатра, Паганини и другие персонажи, якобы медиумически вызываемые на сцене искусством актера, тоже не должны, конечно, чувствовать присутствие зрителя и знать, что за ними наблюдают.

Поэтому, когда взгляд актера встречается со взглядом зрителя, происходит следующее. На мгновение оба возвращаются в реальность, актер перестает быть своим персонажем, а зритель вспоминает, что он заплатил за билет, и они одновременно осознают, что все происходящее – не более чем нелепая условность. Именно это возникшее ощущение так неприятно людям. Ведь все мы время от времени живем в мире грез, и нет ничего хуже, чем присутствие при их разоблачении.

Поэтому умные гости стараются уехать с маскарада, пока еще волшебный туман праздника не начал рассеиваться и пока не стали видны при утреннем свете помятые лица и поблекшие декорации, а опытный актер никогда не смотрит в зал.

Ash

 

утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей