ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ СНОВИДЕНИЙ
см. Фотографии Музея Сновидений
Предельно близко к Новому году (29 декабря, раннее утро).
Прекрасный заснеженный Питер. Очень холодно.
Проблема в том, что мы всю ночь ехали в неотапливаемом вагоне поезда, который прибыл в Питер действительно очень рано, поэтому выспаться не удалось. При выходе на улицу после ночи в пути обнаружилось, что дремотное состояние плюс –30 по Цельсию вызывают легкий транс, впрочем доставляющий некоторые утонченные ощущения, учитывая предстоящий культпоход.
Мы идем по Невскому, любуемся перспективой северной столицы, и заодно изучаем коллективное бессознательное на примере “автоматического письма” - подписей в стиле граффити (тэгов), украшающих стены и заборы. Эти тэги мы заботливо фотографируем, чтобы занести в Большую Коллекцию Тэгов, которая нам зачем-то, уже не помню зачем, была нужна. Потом мы погружаемся в метро, и там сразу платим штраф 100 рублей– за фотографию странной двери с надписью “Проход в тоннель разрешен” и рисунком перечеркнутого человечка, который поверх покрыт весьма причудливым автографом. Отчетливо помню довольные лица двух милиционеров.
Вообще-то наша цель – Музей Сновидений доктора Зигмунда Фрейда.
МУЗЕЙ
И вот мы находимся перед зданием Восточноевропейского Института Психоанализа. На двери прикреплен листок бумаги, который полощется на ветру.
“1 декабря в музее Сновидений открывается выставка Искандера и Николо, - сообщается в нем. - На выставке представлена серия фоторабот, совмещающих в себе несколько случайных образов. Камера наслаивает одну картинку на другую, сгущает образы и объекты. Фотограф действует так же, как наше сновидение, соединяя несколько изображений в одно.
У фотографий И. и Н. не просто есть свой язык, они уже обладают связной речью. Теперь фотоработы могут рассказать целую историю. Автор говорит, что эти двойные, а иногда тройные сгущения произошли независимо от его воли, но результат превзошел его ожидания. Образы переходят друг в друга, повторяя очертания и сюжет, кажется, что они объединены каким-то общим смыслом.
На экспозиции зафиксирован не объект, а сюжет”.
Вокруг ходят люди, атмосфера предновогодняя, все делают покупки в ближайших магазинах, и на дверь с таким интригующим приглашением никто не обращает ни малейшего внимания. Только мы стоим на холоде и читаем листок, который вот-вот оторвется и улетит.
Мы входим в здание; коридор; по стенам висят снимки, идеально отвечающие принципу “сочетать несочетаемое” - огонь и снег одновременно, небо и земля в одном, наслоения, действительно совмещение нескольких образов, и действительно оставляющее очень целостное ощущение.
Наконец, дверь с медной табличкой.
За ней слышатся голоса, дверь раскрывается, и оттуда вываливает целая компания очень довольных молодых людей, совершивших осмотр экспозиции.
Мы заходим, я сразу ощущаю, что просто не могу не купить книжку “Искусство Сновидений”, которая лежала на витрине перед входом.
ВНУТРИ МУЗЕЯ
Мы попадаем в первую комнату музея (на самом деле он состоит всего из двух небольших комнат): что-то от милой и безвредной венской комнаты позапрошлого века, обои, имитирующие шпалеры... Сразу привлекают внимание две висящие рядом рамки: надписи под ними явно не случайно читаются прямо одна за другой:
АВТОР УШЕЛ БОГИ ОСТАЛИСЬ
Содержание комнаты – во многом чисто биографическое.
Демонстрируется старомодная идея музейности, вернее, имитируется, потому что где-то в глубине под ней лукаво скрыта какая-то сложная мысль – вполне в духе психоанализа.
На стене висит фотография отеля Бель Вю с подписью – цитатой из письма Фрейда:
“Однажды на помещенной на этом здании мраморной табличке можно будет прочитать:
Здесь, 24 июля 1895 года
тайна сновидений
открылась доктору Зигмунду Фрейду”
За первой комнатой начинается вторая – так называемый Зал Сновидений, в котором посетитель идет в полутьме между двумя рядами так называемого Экрана Сновидений. Экран Сновидений представляет собой инсталляцию, хитро сконструированную из обрывков записей, листов с гербарием, старинных фотографий. Все это образует многослойное многомерное пространство, какие-то слои почти прозрачны (изображения напечатаны на прозрачной кальке), на кальке же напечатаны фразы из “Толкования Сновидений” Фрейда. Инсталляция находится от тебя справа и слева, и пока ты идешь по комнате, в стекле, за которым она помещается, многократно бликами отражаются те или иные образы.
В путеводителе по музею, который я держу в руке, оговаривается тот факт, что благодаря сложному освещению некоторые образы и фразы становятся заметны только при движении головы или взгляда, они наслаиваются, сгущаются, и сознание каждого человека может зафиксировать одни образы и “не заметить” других, при этом картина, которую каждый увидит на Экране Сновидений, будет индивидуальна... Подразумевается, что человек в Зале Сновидений на самом деле сталкивается сам с собой, что это очень личное переживание, и что по тому, что его сознание выхватит из этого роя образов, можно составить его портрет...
А что-то в этом есть? :-) Я в Экране Сновидений вижу следующее:
“В бессознательном ничего нельзя довести до конца, в нем ничто не проходит и ничто не забывается...
Даже в том случае, когда толкование вполне удовлетворяет нас и, по-видимому, не имеет никаких пробелов, остается все же возможность, что то же самое сновидение имеет еще и другой смысл...
Не только элементы сновидения различным образом детерминируются мыслями, но и отдельные мысли сновидения представляются в нем различными элементами. От одного элемента сновидения ассоциативный путь ведет к нескольким мыслям; от одной мысли к нескольким элементам сновидения...
Нет незаменимой утраты. Все, что утрачиваешь, вновь возвращается.”
НЕХОРОШЕЕ ПОДОЗРЕНИЕ
Нам говорят, что аудиовизуальная инсталляция группы 2012 “Прозрачность” (посмотреть которую мы приехали) состоится в шесть. Мы уходим, чтобы вернуться вечером.
Закрыв дверь Музея Сновидений, я вспоминаю про купленную книжку про искусство и сны, и углубляюсь в ее содержание. Там есть статья про музыку в сновидениях, про художницу, которая выставляет на своих выставках в пробирках воду из источников Леты и Мнемозины, а в конце вроде бы довольно определенно высказывается мысль о том, что психоанализ – это на самом деле просто особый вид искусства.
Мы идем обратно по коридору с работами “Искандера и Николо”, и в мою голову закрадывается нехорошая мысль.
Выйдя на улицу, я вперяюсь в листок с описанием выставки (он еще не улетел) и – так и есть! – сразу вижу подтверждение своим закравшимся подозрениям.
Непонятно, как я раньше не додумалась, но в описании действительно везде речь идет не о двух, а об одном художнике.
Похоже, это одно лицо, очевидно, это просто шутка в духе стилизации под представленные фотографии. Я достаю из кармана открытку с репродукцией одной из работ (мне ее как раз только что подарили в Музее Сновидений) и убеждаюсь, что на ней вообще отсутствует второе имя.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО
Итак, снова прекрасный заснеженный Питер и очень холодно.
Несколько размякшие от удачно переданной сонной атмосферы Музея, мы изображаем из себя примерных туристов и плетемся по морозу, фотографируя тэги. Проходящий мимо народ балдеет от того, что мы выбираем в качестве объектов съемки, и заинтересованно скапливается рядом, замедляя шаг. По пути к Дворцовой площади нам попадается замечательный экспонат (вывеска). Это большое старое зеркало, которое показывает тебя в полный рост. Оно положено на бок, прислоненное к стене, отражающей стороной к прохожим, и на нем белой краской намалевано:
ТУАЛЕТ
М Ж
Когда ты читаешь надпись, в зеркале хорошо просматривается твое лицо. Мы поражаемся изобретательности автора этого шедевра. Очевидно, решили мы, туалет совсем не простой: он принадлежит какому-то современному Пиросмани или просто гению концептуального искусства.
“Что они тут фотографируют?”- спрашивают себя питерцы, останавливаются, и видят это великолепное концептуальное зеркало, нас, и себя в нем.
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Говорят, группа “2012” назвала себя так потому, что согласно календарю майя в 2012 году заканчивается какой-то грандиозный мировой цикл и начинается что-то совсем другое, а что конкретно – этого никто не знает. В ожидании этого замечательного и устрашающего момента группа и проводит свои инсталляции и перформансы и выступает на фестивалях, таких как, например, фестиваль "Solipse", посвященный затмению солнца.
По-моему, лучше места для проведения инсталляции “Прозрачность” нельзя было и придумать. Образы с экрана многократно отражались в стеклянных витринах Экрана Сновидений, смешиваясь с прочими отражениями – в том числе и с силуэтами присутствующих в Зале Сновидений людей, все это создавало довольно магическую атмосферу, так что мы прослушали/просмотрели все с большим аппетитом до конца и еще и нагло остались на повтор инсталляции – “для своих”.
Комнату наполняет уже другая публика – работники Института Психоанализа, они сидят в полутьме, отбрасывая свои тени на экран сновидений, и внимают шаманскому шепоту, звучащему из колонок под мелькание разноцветных беспредметных образов на экране.
Все закончилось. Удовлетворенные эстетическими впечатлениями, мы выходим на улицу.
За дверью нас встречает Питер, еще более прекрасный в темноте. Еще более холодно.
Фотографировать мы более не в состоянии и просто долго шатаемся по городу или сидим в многочисленных кафе, ужасаясь при мысли о том, что надо будет снова выйти на холод.
Потом пешком доходим до вокзала и садимся на поезд, который почему-то долго никуда не едет. Наконец поезд трогается. Мы засыпаем.
Наутро мы оказываемся в Москве. За ночь произошло значительное потепление (- 4 против вчерашних –30).
Мы выходим на улицу и понимаем, что все уже совершенно по-другому, чем вчера.
Да и было ли все это?
Воспоминания о Музее Сновидений остались совершенно нереальные.
Как во сне.
см. Фотографии Музея Сновидений
________
ссылки:
http://www.freud.ru/
http://www.nestor.minsk.by/mg/mg00/19/mg01906.html
утопии синтез искусств галерея звуковые фотографии библиотека статьи информация новое ссылки трей